Сомнительное благо. Средневековая бубонная чума оставила след в геноме современного человека

Черная смерть, пронесшаяся по Северной Африке и Евразии в середине XIV века и уничтожившая половину населения этих регионов земного шара, повлияла не только на ход истории, но и на эволюцию человека. Результаты исследования, опубликованного в Nature, предполагают, что последствия бубонной чумы, вызванной бактерией Yersinia pestis, можно обнаружить в генах, определяющих работу нашей иммунной системы. В частности, четыре генетических варианта, которые появились и начали распространяться после средневековой чумы, могли обеспечить выживание во время пандемии. Однако защита от чумы, которую обеспечивали эти варианты, имеет свою цену: два из них ассоциированы с повышенным риском аутоиммунных заболеваний — болезни Крона и ревматоидного артрита.

Авторы нового исследования популяционный генетик Луис Барейро из Чикагского университета и его коллеги проанализировали 200 образцов ДНК, полученных из костей или зубов европейцев, которые жили до, во время или сразу после пандемии XIV века, причем 42 образца принадлежали жертвам бубонной чумы. Уделив особое внимание генам, связанным с иммунной системой, они обнаружили четыре мутации, частота которых резко увеличилась сразу после пандемии, что может указывать на естественный отбор этих вариантов как дающих преимущество в выживании. Особенно выделялась мутация в гене ERAP2, который активен в макрофагах и участвует в выявлении и разрезании бактериальных белков на поверхности клеток иммунной системы. Лабораторные эксперименты показывают, что у людей с двумя копиями этой мутации синтезируется более длинная РНК, соответствующая гену ERAP2, чем у тех, чей ген немутантен, и это может обеспечить им выживание при заражении чумой. Как отметил Барейро в комментарии для The New York Times, это самое большое эволюционное преимущество из когда-либо выявленных у людей генетических вариантов.

Обратной стороной защитной особенности обнаруженного варианта ERAP2 является то, что он представляет собой известный фактор риска болезни Крона, аутоиммунного заболевания желудочно-кишечного тракта. Подобным образом чикагские генетики идентифицировали у переживших чуму другой генетический вариант, распространившийся в человеческой популяции после пандемии Черной смерти, и он связан с двумя другими аутоиммунными болезнями: ревматоидным артритом и системной красной волчанкой.

«Гиперактивная иммунная система в прошлом могла быть большим благом, но в современных условиях она может быть не так уж полезна», — отметил соавтор исследования Хендрик Пойнар из Университета Макмастера в Онтарио.

Публикуемое сейчас исследование не первое, в котором показано, что адаптивный ответ на чуму может привести к повышенному риску аутоиммунности. Подобные результаты были получены, в частности, в прошлогоднем исследовании жертв чумы XVI века в Германии.