С помощью CRISPR впервые уничтожены «спящие» формы герпеса

16.12.2019

Вирус герпеса — микроб коварный. Попадая в организм через слизистые оболочки рта, носа или гениталий, он очень быстро «осваивается» в организме человека и на всю жизнь поселяется в нервных клетках. Сразу вирус может не проявляться, он «дремлет» и «оживает» лишь периодически, когда снижается иммунитет. Как правило, проявляется заболевание в виде пузырьков на коже, чаще всего на губах. В редких случаях последствием пробуждения герпеса могут стать слепота и воспаление мозга.

Исследователи из Гарвардской медицинской школы для борьбы с вирусом решили использовать инструмент редактирования генов CRISPR-Cas9, сообщает Sciencedaily. Редактор генома подходит как для активно размножающегося вируса, так и для его спящих форм, которые менее доступны. Ученые, кажется, нашли «ахиллесову пяту» герпеса — эксперименты показали, что «генетические ножницы» особенно эффективны в борьбе с герпесом на стадии репликации, когда его ДНК освобождается от защитных белков-гистонов. Впереди у ученых новая задача — надо разработать способ доставки CRISPR в нейроны, где скрывается вирус.