Российские генетики: китайский эксперимент – главное разочарование года

31.12.2019

Эксперимент по генной модификации человеческих эмбрионов наделал много шума. В 2018 году в Китае родились две девочки с измененной ДНК. У их отца – вирус иммунодефицита человека. Китайский генетик Хэ Цзянькуй еще до рождения детей удалил у них ген CCR5, благодаря чему, по словам ученого, они получили пожизненный иммунитет к ВИЧ.

Этот эксперимент вызвал критику во всем мире. Не только из-за пренебрежения к этической стороне проблемы, но и из-за качества его проведения. Поэтому, несмотря на то, что в законах КНР нет прямого запрета на работу с генами эмбрионов, Национальная комиссия по здравоохранению начала в отношении генетика проверку, по итогам которой состоялся суд. Ученого приговорили к 3 годам тюремного заключения и штрафу 430 тыс. долларов.

Специалисты Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН назвали эксперимент китайского ученого главным разочарованием года.

«Мы с коллегами подробно разбирали как опубликованную информацию об этом исследовании, так и его критику. И по итогам обсуждения могу отнести эту работу к главным разочарованиям 2019 года, говорит главный научный сотрудник ФИЦ ИЦиГ СО РАН, Олег Серов. — С одной стороны, сама проделанная работа, «чистота» некоторых экспериментов, объявленные результаты проекта вызывают определенные замечания. А с другой, наука пока не готова к манипуляциям с геномом человека, мы недостаточно хорошо представляем возможные последствия, чтобы приступать к этому. В итоге китайское исследование вместо прорыва в борьбе с ВИЧ-инфекцией только еще больше дискредитировало эту тему».

По словам ученого, теперь высок риск новых запретительных мер в этой области исследований.

«В этом плане данная история скорее тормозит развитие науки, чем ему способствует», — резюмирует Серов.