Предрасположенности к некоторым болезням определить легко, как цвет глаз

19.09.2022

Современная наука позволяет прочитать геном человека за несколько дней. Это помогает ученым на основе расшифровки ДНК выявлять предрасположенности к различным наследственным болезням. Такая методика эффективна, так как с помощью нее можно предупредить развитие заболеваний, поменяв образ жизни человека или назначив рациональное лечение, рассказал доцент кафедры экспериментальной биологии и биотехнологий УрФУ Александр Ермошин.

Биотехнолог предостерег – генетические тесты не позволяют заранее определить умственные способности детей или предсказать профессиональные склонности и увлечения человека, а тем более задать им нужные характеристики. На данный момент нет достоверно обнаруженных генов, которые бы описывали индивидуальные способности и характеристики человека. Именно поэтому попытки изменить свою внешность, например, цвет глаз, невозможно реализовать.

«Молекулярная биология действительно позволяет узнать строение генов, описать особенности их функционирования и выяснить их роль в фенотипе организма человека, а генная инженерия помогает их изменить. Одно из первых направлений, связанных с генетическими исследованиями, — это прогнозирование склонности к социально опасным неинфекционным болезням (рак, сердечно-сосудистые заболевания). Со временем ученые накапливают архив генетических маркеров, характерных для той или иной болезни, и мы можем заблаговременно предупредить человека, чтобы он предотвратил развитие заболевания. Но изменение внешности с помощью редактирования генов, особенно у взрослых людей, просто невозможно. Это связано с явлением плейотропии — множественного действия гена, когда попытка изменить один ген приведет к изменению нескольких характеристик в организме. Также стоит отметить, что иногда за один признак может отвечать несколько генов сразу, а изменение десятка генов может быть опасно для жизни», — поясняет Александр Ермошин.

Как отмечает ученый, превентивная медицина и медицина в целом могут эффективно использовать результаты расшифровки генома конкретного человека или даже популяции для создания лекарств. Исследование генетических маркеров показывает, что половые и этнические различия влияют и на различия в геномах человека. Поэтому то, что может быть лекарством для одних людей, может быть неэффективным или даже опасным для других.

Уральский федеральный университет