Опасная потеря. Утрата Y-хромосомы в процессе старения может пагубно сказаться на работе сердечной мышцы

У некоторых мужчин с возрастом убывает количество Y-хромосом, и этот известный факт ученые связывали с различными заболеваниями и повышенным риском смерти. Однако прямых подтверждающих данных до недавнего времени не было. Сейчас получены результаты исследований на самцах мышей, которые показывают, что экспериментальные животные, лишенные Y-хромосомы, умирают раньше своих собратьев, у которых она присутствует и, по-видимому, это связано с тем, что их сердечная мышца становится менее эластичной.

«На сегодняшний день это лучшее свидетельство того, что утрата Y-хромосомы губительна для здоровья», — говорит эксперт Science.org Джон Перри из Кембриджского университета.

Перри руководил крупнейшим исследованием по частоте потери Y-хромосомы мужчинами. На Y-хромосоме всего 71 ген, это десятая часть от числа генов на Х-хромосоме. Анализ образцов крови показал, что по крайней мере в какой-то доле лейкоцитов Y-хромосому теряют около 40% 70-летних мужчин и 57% 93-летних. У некоторых пожилых мужчин отсутствие Y-хромосомы наблюдается в более чем 80% клеток. Для того, чтобы проверить вред от ее утраты напрямую, Кеннет Уэлш из Университета Виргинии с коллегами провели пересадку спинного мозга 38 мышам. Применив систему редактирования генома CRISPR-Cas9, они удалили Y-хромосому из клеток костного мозга мышей и затем такие отредактированные клетки пересадили молодым самцам мышей, у которых предварительно удалили костный мозг. Мыши-реципиенты не лишились своих Y-хромосом полностью, но их число в белых кровяных клетках уменьшилось почти на 80%. В контрольной группе было 37 мышей, которые получили трансплантаты костного мозга, в клетках которого Y-хромосома сохранилась.

За всеми этими мышами наблюдали на протяжении двух лет. Грызуны без Y-хромосомы умирали чаще, через 600 дней выжили лишь 40% из них, тогда как в контрольной группе выживших оказалось 60%. У мышей, лишенных Y-хромосомы, хуже работало сердце: через 15 месяцев после начала эксперимента сократимость сердечной мышцы упала на 20%. Кроме того, в сердце мышей без Y-хромосомы наблюдался фиброз, то есть разрастание соединительной ткани с появлением рубцовых изменений, мешающих сердцу перекачивать кровь.