Учёные предложили нестандартный взгляд на развитие эмбрионов

Международная команда ученых с участием сотрудников факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ обнаружила новый механизм регуляции генов, в котором ведущую роль играет  микроРНК. Участки ДНК, на которые нацелены эти микроРНК, присутствуют в генах, определяющих эмбриональное развитие. Исследование позволяет лучше понять механизмы, ответственные за разнообразие генетических программ в сложных многоклеточных организмах. Статья с результатами опубликована в журнале IJMS.

Живые организмы растут и развиваются на протяжении всей своей жизни. Важную роль в этом процессе играет регуляция генов. Она контролирует активацию (экспрессию) и деактивацию (репрессию) генов в клетке. Эти процессы позволяют клеткам адаптироваться к изменениям во внешней среде, а также контролировать свой рост, развитие и функционирование.

Традиционно ученые изучают регуляцию генов одноклеточных живых организмов (прокариот) во взаимосвязи с оперонами — группой генов, которая регулируется взаимодействиями белков с ДНК. У более сложных организмов, таких как животные и растения (эукариоты), регуляция генов сложнее и включает множество механизмов на разных уровнях — от взаимодействия транскрипционных факторов с ДНК до контроля синтеза и активности белков.

В регуляции генов эукариот также большую роль играют микроРНК.

Ученые сконцентрировались на микроРНК, которые имеют высокую степень консервативности, то есть не изменили свою функцию и последовательность в течение длительного эволюционного периода и среди разных видов организмов. Наличие консервативных микроРНК у разных видов многоклеточных животных (Metazoa) указывает на их фундаментальную роль в процессах регуляции генов и развития организмов, поэтому для исследования выбрали именно их.

Исследователи проследили взаимодействие микроРНК с  флипонами — участками ДНК, которые могут менять свою структуру, запускать или выключать работу генов. Такие флипоны присутствуют в промоторах генов — специальных участках ДНК, которые расположены перед началом гена и определяют, где и когда ген будет преобразовываться. Ученые сконцентрировались на промоторах именно тех генов, которые играют ключевую роль в эмбриональном развитии.

В ходе исследования обнаружилось, что микроРНК способны регулировать геном путем изменения структуры флипонов. До этого считалось, что два механизма — регуляция генов с помощью микроРНК и изменение структуры ДНК флипонами — изолированы друг от друга. Ученые показали, что они взаимосвязаны и могут работать вместе, влияя на процессы эмбрионального развития. Их взаимодействие позволяет быстрее и эффективнее адаптироваться к изменениям в окружающей среде, так как микроРНК могут эволюционировать быстрее, чем белки.

«Механизм действия микроРНК и флипонов на уровне эмбриона — своеобразный микрокод, который, подобно компьютерной загрузочной программе, устанавливается в первую очередь, чтобы потом загрузить и установить полную операционную систему», — объясняет один из авторов статьи, заведующая Международной лабораторией биоинформатики НИУ ВШЭ Мария Попцова.

Это открытие дает новое понимание того, как регуляция генов происходит в многоклеточных организмах и влияет на эмбриональное развитие. Полученные исследователями результаты имеют высокую статистическую значимость, превышающую порог в 5 стандартных отклонений, установленный для открытий в физических науках, что необычно для биологических наук.

«Дополнительные исследования могут расширить наше понимание того, как совместное действие микроРНК и флипонов приводит к точной и динамической регуляции генов на разных этапах эмбрионального развития. Это может привести к открытию новых молекулярных механизмов, ответственных за разнообразие генетических программ и их координацию в сложных многоклеточных организмах», — резюмирует Мария Попцова.

Пресс-служба НИУ ВШЭ