Не тот фермент. Обнаружено еще одно различие между современным человеком и неандертальцем

Международная группа ученых проанализировала метаболомы, то есть совокупность продуктов метаболизма, в мышечной ткани, почках и трех разных участках головного мозга людей, шимпанзе и макак. Результатом этого исследования стало открытие мутации, которая произошла в геноме современного человека. Такой мутации не было у неандертальцев, а потому ученые считают, что она повлияла на метаболизм в тканях головного мозга и стала причиной того, что люди эволюционировали в отдельный вид.

Работа опубликована в журнале eLife, ее авторы — российские исследователи из Центра нейробиологии и нейрореабилитации Сколковского института науки и технологий под руководством профессора Филиппа Хайтовича и их коллеги из германских институтов Макса Планка в Лейпциге, Дрездене и Кельне, а также Денверского университета в США. Всем исследованием руководил известный эволюционный биолог профессор Сванте Паабо, директор Института эволюционной антропологии в Лейпциге.

Предшественник людей современного анатомического облика отделился от своих ближайших эволюционных родственников, неандертальцев и денисовцев, около 600 000 лет назад. Эволюционные биологи ищут генетические особенности, отличающие современных людей от их предков, и способные подсказать, почему люди стали такие, какие есть, пишет издание SCIENMAG-Science Magazine.

Изучая метаболические различия в разных тканях людей, шимпанзе и макак, авторы обратили внимание на мутацию в геноме человека, которая привела к замене одной аминокислоты в составе аденилосукцинат лиазы, фермента, отвечающего за синтез пуринов, входящих в состав ДНК. Эта замена снизила активность фермента и его стабильность, что привело к снижению концентрации пуринов в головном мозге человека.

Авторы показали, что новоявленная мутация типична только для людей и не появляется ни у других приматов, ни у неандертальцев. Чтобы доказать, что эта мутация на самом деле придает человеку характерную метаболическую особенность, ученые внесли ее в геном мыши, и у грызунов стало вырабатываться меньше пуринов.

«Хотя прочитанный геном человека представляет собой мощный инструмент, он, к сожалению, не может учесть все фенотипические различия между людьми. Изучение метаболического состава тканей может прояснить, почему происходят функциональные изменения», — поясняет ведущий автор исследования Вита Степанова из Сколтеха.