Мужчины теряют Y-хромосому, но смогут выжить без неё — новое исследование

06.12.2022

У млекопитающих, к которым относится и человек, как известно, есть две половые хромосомы — X и Y. У самок набор хромосом составляет комбинацию  XX, а у самцов – XY. Последняя- Y — обладает преимуществом: она содержит важный ген, запускающий развитие в эмбрионе мужского пола.

«Этот основной ген пола был идентифицирован как SRY (половая область на Y) в 1990 году. Он работает, запуская генетический путь, начинающийся с гена под названием SOX9, который является ключевым для детерминации мужского пола у всех позвоночных, хотя он не находится на половых хромосомах», — пишет  The Conversation.

У некоторых животных хромосома Y теряет часть своих генов, вырождаясь, и полностью исчезает. У человека происходит то же самое, и ученые прогнозируют, что через миллиарды лет хромосома полностью исчезнет. Хорошая новость заключается в том, что люди смогут выжить без нее, как установили ученые в своей новой работе.

Были выявлены две линии грызунов, уже потерявших Y-хромосому, но все еще живущих:  слепушонки (маленькие зверьки семейства хомяковых  подсемейства полевок) из Восточной Европы и колючие мыши из Японии. Исследователи отмечают, что появились новые виды этих животных, где самцы и самки являются носителями только Х-хромосомы. У колючих мышей, к примеру, большинство генов Y  переместились в другие хромосомы, а ген SPY пропал. Его функции начал выполнять SOX9.

«Чтобы размножаться, нужны сперматозоиды и мужчины, а это означает, что конец Y-хромосомы может предвещать вымирание человеческой расы, — говорится в публикации. — Новое открытие поддерживает альтернативную возможность: что люди могут развить новый ген, определяющий пол».

Правда, отмечают ученые, если по всему миру эти гены окажутся разными, это может привести к появлению новых видов людей.

Фото: vogazeta.ru