Линии жизни. Историю эволюции человека нашего вида пересмотрели с учетом новых данных

Проанализировав геномы 290 человек из различных африканских регионов, ученые пришли к выводу, что современные люди возникли в результате независимых событий в разных местах континента, а происходят они по меньшей мере из двух популяций, которые сосуществовали в Африке на протяжении миллиона лет, предшествовавшего их смешению. Это утверждение идет вразрез с общепринятым представлением о возникновении человека современного анатомического облика в одном месте в Африке в один период времени.

Ныне живущие африканцы по сравнению с другими людьми генетически очень разнообразны. Это объясняется тем, что человечество жило и эволюционировало в Африке на протяжении тысяч поколений, прежде чем маленькие группы с относительно небольшим генным пулом начали распространяться по другим континентам. В качестве колыбели человечества ученые называли разные африканские места. Самые древние ископаемые останки человекоподобных существ нашли в Эфиопии, а потому долгое время считалось, что современный человек возник в Восточной Африке. Но некоторые группы, живущие в Южной Африке, генетически далеки от остальных африканцев, а потому глубокие корни человечества антропологи искали и в этом регионе.

Новая модель истории человечества опубликована в журнале Nature международной группой ученых, которые проанализировали геномы ряда африканских групп, включая фермеров из Сьерра-Леоне в Западной Африке (народ менде), потомков охотников-собирателей в Эфиопии (народ гумуз), эфиопских фермеров (амхара) и охотников-собирателей в Южной Африке (нама).

Новые генетические данные вместе с геномом одного британца и неандертальца были заложены в программу для моделирования истории развития человечества, которую разработал Симон Гравел из Университета Макгилла в Канаде. Авторы создали множество сценариев существования разных африканских популяций в разные периоды времени и затем смотрели, какая из них привела к разнообразию ДНК, наблюдаемому у ныне живущих людей. Получилось, что миллион лет назад предки нашего вида присутствовали в двух разных популяциях. Около 600 000 лет назад небольшая группа людей отпочковалась от первой популяции и дала начало неандертальцам. Но обе популяции просуществовали в Африке еще сотни тысяч лет, и, судя по тому, что количество накопленных мутаций, по которым они отличались, было невелико, представители этих популяций мигрировали по континенту и скрещивались между собой. По результатам моделирования новые линии, приведшие к современным африканским народам, могли возникнуть в разных местах и в разное время.