Ключ к адаптации. Денисовцы могли передать папуасам Новой Гвинеи необходимые для жизни особенности иммунной системы

Аборигены Папуа — Новой Гвинеи унаследовали 5% своего генома от вымершего вида архаичных людей, денисовцев. Денисовцы как вид были определены в 2010 году, когда ученым под руководством будущего нобелевского лауреата Сванте Паабо удалось выделить из фаланги пальца, найденной в пещере Денисова на Алтае, древнюю ДНК и установить ее последовательность.

«Взаимодействия между денисовцами, неандертальцами и Homo sapiens, имевшие место 50-60 000 лет назад, были просто захватывающими», — цитирует Ирен Галлего Ромеро из Мельбурнского университета издание Technology Networks.

На выявлении роли предковой ДНК в геноме современных людей сфокусированы многие исследования. В работе, о которой идет речь сейчас, Ромеро с коллегами анализировали те 5% папуасской ДНК, которая имеет денисовское происхождение. Группа под ее руководством определила геномные последовательности 56 папуасов, которые предоставили свой генетический материал для другого проекта, реализуемого теми же учеными.

«Образцы собирали в двух разных местах острова Новая Гвинея, на индонезийской стороне и на территории Папуа — Новой Гвинеи, то есть они представляют две разные популяции в пределах одного острова», — поясняет Ромеро.

Авторы обнаружили, что ДНК, доставшаяся от денисовцев, но не неандертальская ДНК, находится в участках, которые регулируют экспрессию генов, «включая» и «выключая» их в тех или иных клетках в зависимости от потребностей организма и условий, в которых он функционирует. И это оказались участки, регулирующие гены, важные для иммунной системы. Синтезировав небольшие сегменты ДНК, которые содержали «денисовскую» последовательность, ученые затем вносили их в линии В-клеток иммунной системы, выделенные из тех же папуасских популяций. Новый генетический материал помещали в определенное место: непосредственно перед зеленым флуоресцентным белком. Это позволяло судить об активности вносимых сегментов ДНК: если они «включали» ген, то белок начинал флуоресцировать. ДНК денисовцев действительно регулировала соседствующие с ней гены в клеточной культуре в отличие от аналогичных сегментов ДНК Homo sapiens. Авторы предполагают, что денисовская ДНК могла способствовать адаптации ранних людей, достигших Новой Гвинеи, к местной окружающей среде.