Европейский винный виноград произошел от винограда Западной Азии

Согласно новому исследованию, проведенному учеными Университета Удине (Италия), европейский винный виноград (Vitis vinifera) произошел от гибридизации одомашненного столового винограда Западной Азии и местных диких родственников.

Виноград (Vitis vinifera). Фото: Герхард Г.

“Филогеография культивируемого винограда связана с историей древних популяций, которые расселились по бассейну Каспийского моря, Ближнему Востоку и Средиземноморскому бассейну, — пишет в своей статье профессор Мишель Морганте из Департамента сельского хозяйства, продовольствия, экологии и наук о животных Университета Удине и Института прикладной геномики. — Выращивание винограда и виноделие начались где-то на Южном Кавказе, в северном Плодородном полумесяце (Месопотамия, Левант) после одомашнивания местных форм дикого предка, имеющего широкое географическое распространение”.

С самого начала, рассказывают ученые, одомашненные сорта винограда распространялись по той же схеме, по какой шла миграция людей и развивалась морская торговля, то есть на запад, параллельно с дифференциацией использования винограда для потребления в свежем виде (столовый виноград) или виноделия (винный виноград).

“Выращивание одомашненного винограда насчитывает 4000 лет в восточном Средиземноморье и 2000 лет в Западной Европе, при этом вегетативное размножение становится все более распространенным способом размножения для сохранения генетической идентичности ценных образцов, которые могли возникнуть в результате спонтанного скрещивания”.

Западноевропейские сорта являются основой мировой винодельческой промышленности. На десять сортов (Каберне Совиньон, Мерло, Темпранильо, Айрен, Шардоне, Сира, Гренаш, Совиньон Блан, Пино Нуар, Треббиано Тоскано) приходится 26% виноградников по всему миру.

Однако, проанализировав геномы 204 образцов Vitis vinifera, ученые прелположили, что европейский виноград произошел в результате одного события одомашнивания в Западной Азии, скорее всего, на Южном Кавказе, за которым последовали многочисленные этапы скрещивания с европейской популяцией дикого винограда.

Кроме того, полученные данные свидетельствуют о том, что Италия и Франция обладают наибольшим генетическим разнообразием среди культивируемых виноградных лоз европейских стран, включенных в образцы.

“Все анализы подтверждают одно событие одомашнивания, которое произошло в Западной Азии и за которым последовали многочисленные и повсеместные интрогрессии со стороны европейских диких популяций, — пишут ученые в статье. — Эта примесь породила так называемый международный винный виноград, который распространился из альпийских стран по всему миру”.

30.12.2021