Декоративное злаковое растение будут перерабатывать в целлюлозу

Своим появлением на свет этот проект обязан ученым Института цитологии и генетики (ИЦиГ) Сибирского отделения РАН. Новосибирские генетики заинтересовались мискантусом — декоративным злаковым растением. Оно привлекло внимание ученых как замена хлопчатнику для производства целлюлозы, поскольку сегодня почти всю растворимую целлюлозу России приходится закупать за границей. Так специалистами  был создан сорт мискантус Сорановский, который комфортно чувствует себя в российском климате и ежегодно дает урожай сухой растительной массы с богатым содержанием ценных для промышленности веществ. А экономическая ситуация и всемирный тренд на декарбонизацию заметно повысили интерес к мискантусу со стороны промышленников.

Как многолетнее растение он способен накапливать и депонировать значительное количество углерода и одновременно выступать источником сырья, крайне  востребованного российской промышленностью.

«В сотрудничестве с учеными Института нефтехимического синтеза РАН мы первыми в мире сумели получить из мискантуса растворимую целлюлозу, причем речь идет именно о промышленных масштабах. Более того, мы научились получать несколько видов целлюлозы, в зависимости от того, для каких целей планируется ее использовать – в лакокрасочном производстве, для нужд фармацевтических предприятий или для выпуска биоразлагаемой упаковки и одноразовой посуды», — рассказал генеральный конструктор «НПО «БИОТЕХКОМПОЗИТ»  Михаил Азанов.

В прошлом году «НПО «БИОТЕХКОМПОЗИТ» приобрело у ИЦиГ СО РАН по лицензии побеги мискантуса. В Московской области была засеяна плантация в несколько сот гектаров и запущена опытная производственная линия по выработке целлюлозы и производству из нее биоразлагаемой одноразовой посуды.

Первые образцы продукции были представлены в рамках секции «Генетика и генетические технологии» международного форума «Технопром 2021», прошедшего в Новосибирске 25-27 августа. Но, по словам Михаила Азанова, их планы дальнейшего сотрудничества с новосибирскими учеными намного шире. Во-первых, в  настоящее время уже идут работы над проектом малотоннажного (до 10 тысяч тонн) производства целлюлозы для упаковки и посуды в Подмосковье, часть  оборудования для будущего предприятия закуплена за рубежом, часть москвичи намерены заказать у одной из фирм Бердска. Второе предприятие «НПО «БИОТЕХКОМПОЗИТ» хочет открыть в районе Новосибирска, причем гораздо большего масштаба: технология по которой оно будет работать становится  рентабельной при объеме выпуска продукции от 50 тысяч тонн в год.

Новосибирск как место расположения завода имеет ряд преимуществ: здесь этот сорт был создан и, соответственно, есть специалисты, которые лучше всего знают, как его выращивать, есть достаточно бросовой земли, чтобы его выращивать (мискантус очень неприхотлив в этом плане), а в относительной близости находятся сразу несколько крупных предприятий, которые используют целлюлозу в своем производстве.

«Мы разработали некую «дорожную карту» как мы будем двигаться к осуществлению этого большого проекта. Начнем с того, что организуем здесь совместную лабораторию, которая будет заниматься изучением полученной из мискантуса целлюлозы и производством опытно-промышленных партий этого сырья», — отметил заместитель директора ИЦиГ СО РАН по инновационной деятельности Пётр Куценогий.

В числе других задач, которые надо решить на начальном этапе – выбор места для будущих посевов мискантуса (речь идет о площадке в несколько тысяч гектаров), быстрое размножение самого растения с помощью генетических технологий (мискантус размножается не семенами, а клубнями), что создаст сырьевую базу для будущего завода. После чего можно будет говорить о строительстве производственной площадки.

Пресс-служба ИЦиГ СО РАН