Выбросы парниковых газов в атмосферу — одна из важнейших экологических проблем, решение которой поможет замедлить глобальное потепление. Наибольший вклад в парниковый эффект вносит сжигание, добыча и транспортировка топлива. Чтобы предотвратить глобальное потепление, ученые предложили усовершенствовать систему платежей за выбросы углерода в атмосферу. В развитых странах уже есть два подхода к сокращению выбросов: рыночный механизм и регулирование напрямую.
Первый заключается во введении углеродного налога — платы за содержание углерода в топливе — или эмиссионных квот — разрешений, дающих «право на загрязнение», — которыми фирмы могут торговать друг с другом. Второй основан на предоставлении квот для всех предприятий отрасли. В реальности подобные подходы применяются, как правило, для компаний, использующих ископаемое топливо, но не добывающих его.
«Модель, которую мы представляем, показывает, что вводить регулирование за выбросы углерода в атмосферу эффективнее не на уровне производителей конечной продукции, а на уровне компаний, добывающих ископаемые источники энергии. Так происходит потому, что зачастую часть фирм не подпадает под действие экологической политики и не платит налоги, как, например, экспортеры и импортеры, теневой рынок или малый бизнес. Контроль за добычей углеводородов предпочтительнее контроля за выбросами на предприятиях, потому что он приводит к росту цен углеводородов для всех производителей конечной продукции, а значит, делает инструмент более эффективным», — объясняет доктор экономических наук Иван Савин, основной исполнитель проекта РНФ, профессор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета (Екатеринбург) и научный сотрудник Института наук и технологий о природе Автономного университета Барселоны (Испания).
«Смысл такой нагрузки на добывающие предприятия— дать ценовой сигнал потребителям и переориентировать их предпочтения от более «грязной» продукции к более «чистой». В модели мы предполагаем, что государство направляет собранные средства от примененного инструмента — в нашем случае рыночного механизма — обратно конечным потребителям, которые теперь могут потратить их на относительно более дешевые экологичные товары. В отличие от рыночных механизмов, при прямом регулировании деньги государством с производителей напрямую не собираются, а значит, и не возвращаются потребителям. Цены растут в связи с ростом дефицита и монополизацией отрасли», — заключает Иван Савин.
Нет комментариев