Жуки-носороги приспособились к штаммам вируса и уничтожают пальмы на островах Тихого океана

17.06.2021

Биоразнообразию островов в южной части Тихого океана уже много лет угрожают  кокосовые жуки-носороги. Эти жесткокрылые очень любят пальмы и быстро уничтожают их. Но более чем 50 лет назад ученые Австралии и других стран выяснили: бороться с вредителем можно с помощью вируса жуков из Малайзии. С тех пор популяция жуков-носорогов оставалась примерно на одном уровне, не увеличиваясь в размерах.

Но за последние несколько лет биоконтроль ослаб, и злостные вредители заполонили острова в Папуа-Новой Гвинее, Соломоновы острова, Вануату и другие. Жители регионов уже бьют тревогу: сельскохозяйственным угодьям наносится серьезный ущерб.

«Если они распространятся в Австралии, садовые пальмы окажутся в опасности, наряду с зарождающейся в стране индустрией фиников, кокосами, масличными пальмами и многими другими пальмами, как дикими в лесах, так и декоративными», — говорит исследователь Университета Квинсленда доктор Кайван Этебари.

Профессор Майкл Ферлонг (Квинслендский университет) сообщил, что исследовательская группа изучила популяционную генетику жука и заболеваемость вирусом в образцах, собранных на Фиджи, Новой Каледонии, Папуа-Новой Гвинее (PNG), Самоа, Соломоновых островах, Тонге, Вануату и Филиппинах.

«Мы обнаружили, что было несколько новых волн нашествий жуков, а не только одна, как мы первоначально ожидали. Есть разные популяции жука, которые мы раньше не распознавали — например, на Соломоновых островах есть три популяции жука, и они скрещиваются. Подобно тому, как ученые выявляют различные штаммы COVID-19, мы также обнаруживаем вариации вируса жуков», — сообщил  Ферлонг.

Теперь задача ученых — выяснить, как разновидности вируса проявляются у разных жуков и как это можно использовать для борьбы с ними.

«Мы знаем, что вирус не убивает жуков напрямую, но, вероятно, влияет на количество яиц, откладываемых самкой, и изменяет поведение жуков, например, насколько далеко могут летать зараженные жуки, поэтому нам необходимо изучить и эти важные аспекты взаимодействия», — отмечает Ферлонг.

В противном случае островам Тихого океана, где кокосовая пальма — «дерево жизни», грозит угроза потери миллионами людей средств к существованию.