Уральские ученые выяснят, как влияют на почву биоразлагаемые пакеты

12.07.2021

Биологи и экологи Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) проверят, действительно ли биоразлагаемые пакеты разлагаются в почве, и выяснят, не вредят ли они окружающей среде. Для этого ученые и студенты вуза вместе с компанией «Ника-Петротэк» проведут эксперимент продолжительностью в два года. Специалисты высадят по 100 саженцев сосны сибирской (кедр) в Екатеринбурге (ЖК «Мичуринский») и на биостанции УрФУ (Сысертский район). Деревья поделили на четыре категории: саженцы в обычном грунте, а также саженцы в полиэтиленовых пакетах, биоразлагаемых и бумажных. Студенты вуза осенью 2021 и 2022 годов, весной 2022 года возьмут пробы почв и оценят состояние растений, насекомых, состав микроорганизмов, насколько разложился пластик. Цель — установить, не мешают ли пакеты росту растений и жизни насекомых, червей и других обитателей почвы.

«Мы возьмем контрольные пробы почвы, где растения растут без пакетов, и пробы трех других вариантов. Сравним микробиологический состав этих почв и на основе данных сможем сказать, хорошо ли развиваются микроорганизмы в области корневой системы в присутствии или отсутствии пластика, сделать вывод о том, является ли он токсичным», — поясняет суть эксперимента руководитель исследования, директор центра фундаментальной биотехнологии и биоинженерии УрФУ Ирина Киселёва.

Если в почве, где высажены деревья в пакетах с биоразлагаемым пластиком, микроорганизмов будет мало, это будет означать, что они погибают от токсикантов. Если микроорганизмов будет не меньше, чем в контрольном варианте, или больше, это будет означать, что он привлекателен для бактерий, жуков, других насекомых, и они могут его разрушать, расщеплять.

«Уже несколько лет в нашей стране на серьезном уровне проводит исследования и разрабатывает технологию производства биоразлагаемых полимеров научный консорциум. МГУ им. Ломоносова, Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН, Институт органического синтеза им. И. Я. Постовского УрО РАН и научно-производственная компания „Ника-Петротэк“ получили первые образцы полимерных пакетов, одноразовой посуды и упаковочных материалов, которые разлагаются на воду и углекислый газ в срок от трех месяцев до двух лет в зависимости от грунта, куда они выбрасываются. Разрабатываемые технологии по синтезу биоразлагаемых полимеров находятся в утвержденном Правительством РФ от 28 ноября 2020 года № 3143-р “Перечне видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов” и прошли проверку на соответствие ГОСТам. Пришла пора натурных испытаний на уральских почвах, для чего мы и обратились в УрФУ», — прокомментировал технический эксперт «Ника-Петротэк» Константин Лукьяшин.

По словам ученых, действительно биоразлагаемый пластик должен не распадаться на мелкие фрагменты (микропластик), а расщепляться до простых молекул.

«Псевдобиоразлагаемый пластик в природе никак не перерабатывается. Он распадается на частицы, но с точки зрения химии остается тем же полимером. Частицы проникают в живые организмы и вызывают негативные последствия. Поэтому сегодня остро стоит проблема микропластика в мировом океане, — говорит Ирина Киселёва. — По-настоящему биоразлагаемый полимер — это сложная молекула, составленная из множества одинаковых молекул. Эта сложная молекула должна расщепляться на простые, которые смогут переварить или съесть, к примеру, микробы. И наша цель — проверить, действительно ли биоразлагаемый пластик разлагается и не наносит вред окружающей среде».

Пресс-служба Уральского федерального университета