Скрытый мангровый лес на полуострове Юкатан показывает древний уровень моря

Глубоко в самом сердце полуострова Юкатан, в 200 км от ближайшего океана, процветает древняя экосистема мангровых зарослей. Это необычно, потому что мангровые заросли — солеустойчивые деревья, кустарники и пальмы — обычно встречаются вдоль тропических и субтропических береговых линий.

Известно, что красные мангровые заросли ( Rhizophora mangle ) и другие виды, присутствующие в этой уникальной экосистеме, растут только в соленой или слегка соленой воде. Команда ученых решила выяснить, как подобные заросли возникли так далеко в глубине суши в пресной воде. Выводы специалистов были опубликованы 4 октября в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Объединяя генетические, геологические и растительные данные с моделированием уровня моря, исследование дает первое представление о древней прибрежной экосистеме. Исследователи обнаружили, что мангровые леса Сан-Педро достигли своего нынешнего местоположения в последний межледниковый период , около 125000 лет назад, и сохранялись там изолированно после того как океаны отступили во время последнего оледенения.

Исследование представляет собой снимок глобальной окружающей среды в последний межледниковый период, когда Земля стала очень теплой и полярные ледяные шапки полностью растаяли, в результате чего уровень мирового океана был намного выше, чем сегодня.

«Самая удивительная часть этого исследования заключается в том, что мы смогли изучить экосистему мангровых зарослей, которая находилась в ловушке времени более 100 000 лет, — сказал соавтор исследования морской эколог Октавио Абурто-Оропеза. —  — Безусловно, нам предстоит еще многое узнать о том, как многие виды в этой экосистеме адаптировались к различным условиям окружающей среды за последние 100 000 лет. Изучение этих прошлых адаптаций будет очень важно для нас, чтобы лучше понять будущие условия в меняющемся климате».

Объединив несколько линий доказательств, исследование демонстрирует, что редкая и уникальная мангровая экосистема реки Сан-Педро является реликтом — то есть состоит из организмов, которые выжили с более раннего периода, когда относительный уровень моря был на 6-9 метров выше, чем сегодня. Это достаточно высоко, чтобы затопить низменности Табаско в Мексике и создать тропический лес на берегу реки.

В исследовании подчеркиваются обширные ландшафтные воздействия прошлого изменения климата на береговые линии мира, а также показано, что во время последнего межледниковья большая часть прибрежных низменностей Мексиканского залива находилась под водой. Помимо важного взгляда на прошлое и выявления изменений, перенесенных мексиканскими тропиками во время ледниковых периодов, эти результаты также открывают возможности для лучшего понимания будущих сценариев относительного повышения уровня моря по мере того, как изменение климата прогрессирует в мире, где доминируют люди.

Карлос Бурело, ботаник из Университета Хуарес Автонома де Табаско и уроженец этого региона, обратил внимание остальной команды на существование этой реликтовой экосистемы еще в 2016 году.

«Раньше, ребенком, я ловил здесь рыбу и играл на этих мангровых зарослях, но мы никогда не знали точно, как они туда попали, — сказал Бурело. — Это был главный вопрос, который сплотил нашу команду».

Авторы отмечают, что в районе, прилегающем к участкам исследования, в 1970-х годах систематически вырубались лесные массивы из-за ошибочного плана развития; берега реки Сан-Педро были спасены только потому, что бульдозеры не смогли добраться до нее. Район по-прежнему находится под угрозой из-за деятельности человека, поэтому исследователи подчеркнули необходимость защиты этого биологически важного региона в будущем.

«Мы надеемся, что наши результаты убедят правительство Табаско и природоохранное управление Мексики в необходимости защиты этой экосистемы -, — заявили они. — История ледниковых циклов плейстоцена записана в ДНК его растений, ожидающих, пока ученые расшифруют ее, но, что более важно, мангровые заросли Сан-Педро предупреждают нас о драматических последствиях, которые изменение климата может оказать на прибрежные равнины Мексиканского залива, если мы не примем срочных мер, чтобы остановить выброс парниковых газов».

05.10.2021