Опасные патогены «путешествуют автостопом» на микропластике, заражая океан

27.04.2022

В новом исследовании, проведенном в Калифорнийском университете в Дэвисе, ученые сделали вывод: микропластик является «транспортом» для распространения наземных паразитов в океан. А это влечет серьезные последствия для здоровья человека и диких животных.

Исследователи изучили несколько патогенов— Toxoplasma gondii, Cryptosporidium (Crypto) и Giardia. Все они могут заражать и людей, и животных. Так, первый из них  обнаруживают в кошачьих экскрементах, и он заразил виды, которые обитают в океане, токсоплазмозом. Этот паразит, как считают специалисты, привел к гибели морских выдр и находящихся под угрозой исчезновения видов: дельфинов Гектора и гавайских тюленей-монахов. А у людей токсоплазмоз может вызывать хроническое заболевания, а также нарушения развития и репродуктивной функции. Другие обнаруженные патогены опасны для детей.

«Крипто- и лямблии вызывают желудочно-кишечные заболевания и могут быть смертельными для маленьких детей и людей с ослабленным иммунитетом», — пишет издание Scitech Daily.

В лабораторных экспериментах ученые использовали два типа микропластика: полиэтиленовые микрошарики и полиэфирные микроволокна. Первые часто встречаются в косметике — в отшелушивающих и очищающих средствах. Микроволокна содержатся в рыболовных сетях. А также в одежде. Вымываясь из нее при стирке, волокна с канализационными стоками попадают в океан.

Выяснилось, что к микроволокнам чаще прилипают паразиты, чем микробы. Путь движения патогенов зависит и от того, к какому виду микропластика они присоединились. Тот, который плавает на поверхности, перемещается на дальние расстояния, распространяя вредные микроорганизмы по океану. А опускающийся на дно микропластик часто становится пищей для мидий и устриц, заражая их.

Результаты исследования опубликованы  в журнале Scientific Reports.

Кусок микропластикового волокна и патогены с биопленкой (нечеткий синий). Показаны патогены T. gondii (синяя точка) и Giardia (зеленая точка). Источник фото: Scitech Daily