Количество насекомых на суше катастрофически уменьшилось

08.05.2020

Количество насекомых в мире сокращается с пугающей скоростью. За последние несколько лет было проведено множество исследований, которые подтверждают этот факт. Наиболее угнетающие данные были опубликованы по результатам работ в заповедниках в Германии: там отмечено значительное снижение биомассы летающих насекомых (снижение на 75% за 27 лет). Это исследование было опубликовано в 2017 году и вызвало бурю в СМИ, предполагающую широко распространенный «апокалипсис насекомых». С тех пор было несколько публикаций из разных мест по всему миру, большинство из которых демонстрируют сильное снижение, а некоторые, наоборот, рост численности насекомых. Но до сих пор никто не обобщил имеющиеся данные о тенденциях численности насекомых по всему Земному шару, чтобы выяснить, насколько широко распространены и серьезны сокращения численности насекомых.

И вот теперь в журнале Science опубликовано крупнейшее на сегодняшний день исследование по изменению численности насекомых. Оно включает 1676 точек исследований по всему миру. Охватываемый период — между 1925 и 2018 годами. Работу проводили ученые из Немецкого центра интегративных исследований биоразнообразия (iDiv), Лейпцигского университета (UL), Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Московского государственного университета и ряда других организаций.

Коротко результаты научной работы можно сформулировать так: анализ долгосрочных исследований численности насекомых показывает, что количество наземных насекомых в мире сокращается. В среднем глобальное снижение составляет 0,92% в год, что соответствует примерно 24% за 30 лет. В то же время количество насекомых, обитающих в пресной воде, ежегодно увеличивается в среднем на 1,08%. Несмотря на средние значения, тенденции на разных континентах сильно различаются, а в районах, где воздействие человека минимизировано, тенденции выражены слабее.

«0,92% может казаться не таким уж большим показателем, но на самом деле это означает, что насекомых станет меньше на 30% за 30 лет и на 50% меньше за 75 лет. Уничтожение насекомых происходит тихим способом, и мы не обращаем внимание на изменения за год или два», — сообщил  автор статьи, д-р Рул ван Клинк, ученый из iDiv и UL.

Уничтожение насекомых было самым сильным в некоторых частях США (Запад и Средний Запад) и в Европе, особенно в Германии. В целом по Европе тенденции стали в среднем более негативными с 2005 г.

Сообщая об «исчезновении насекомых», средства массовой информации часто ссылаются на «феномен ветрового стекла»: люди отмечают, что теперь на ветровых стеклах их автомобилей остается меньше следов от насекомых, чем несколько десятилетий назад. Новое исследование подтверждает это наблюдение, по крайней мере, в среднем. Соавтор исследования К.Б. Гонгальский, ученый из ИПЭЭ РАН и МГУ, сказал:

«Многие насекомые могут летать, и это как раз те, которые разбиваются на ветровых стеклах автомобилей. Наш анализ показывает, что количество летающих насекомых действительно уменьшилось. Однако большинство насекомых менее заметны и живут вне нашего поля зрения — в почве, в кронах деревьев или в воде».

В работе проанализированы также данные из многих скрытых местообитаний. В среднем сегодня в траве и в почве живет меньше насекомых, чем в прошлом — подобно летающим насекомым. Напротив, количество насекомых, обитающих в кронах деревьев, в среднем осталось неизменным. В то же время исследования насекомых, которые проводят часть своей жизни в воде, таких как мошки или подёнки, показали среднегодовое увеличение на 1,08%. Это соответствует увеличению на 38% за 30 лет. Положительная тенденция была особенно сильна в Северной Европе, на западе США и с начала 1990-х годов в России. Авторы предполагают, что изменения, наблюдаемые в России, связаны со снижением масштабов промышленного производства.

«Эти цифры показывают, что мы можем обратить вспять негативные тенденции. За последние 50 лет был предпринят ряд мер по очистке наших загрязненных рек и озер во многих местах по всему миру. Возможно, это позволило восстановить многие популяции пресноводных насекомых. Это вселяет надежду на то, что мы сможем обратить вспять тенденцию к сокращению населения», — считает Р. ван Клинк.

Хотя ученые не смогли выявить причины наблюдаемых тенденций, как негативных, так и позитивных, они смогли указать на несколько возможных объяснений. Наиболее важно, что разрушение естественной среды обитания, особенно в результате урбанизации, связано с сокращением количества наземных насекомых.