Всем штормам назло. Наука и бизнес позаботятся о сохранении арктической экосистемы

Завершился очередной экспедиционный сезон в водах Баренцева, Карского и Охотского морей. В период с июня по сентябрь ученые географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и специалисты по экологической безопасности исследовали более 100 тысяч кв. км акваторий в районах разведки и добычи углеводородов, отобрали пробы морских вод и донных отложений, изучили состояние атмосферного воздуха, оценили условия жизни рыб, морских млекопитающих и птиц. Итоги экспедиций были подведены в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» на тему: «Экологическая безопасность при освоении морских нефтегазовых месторождений в Арктике и на Дальнем Востоке. Возможно ли сотрудничество науки и бизнеса?».

Декан географического факультета МГУ академик Сергей Добролюбов напомнил, что Арктика является глобальным сырьевым лидером, здесь добываются до 90% российского кобальта и никеля, более 90% платиновых металлов, 80% газа и около 20% нефти. Однако важно знать риски и угрозы для развития хозяйственного потенциала этой зоны. К ним ученый отнес интенсивное потепление климата, значительное отставание показателей качества жизни в Арктической зоне, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры и возрастание нагрузки на окружающую среду. Все это касается и суши в зоне вечной мерзлоты, и береговой зоны, и открытых частей арктических морей.

Географический факультет МГУ давно занимается исследованиями в Арктической зоне и реализует большое количество проектов, связанных с экологическими опасностями в этом регионе. 12 лет назад была организована специальная лаборатория, занимающаяся оценкой природных рисков в прибрежной зоне Арктики, разработано множество картографических материалов, посвященных этой проблеме, например, «Национальный атлас Арктики», в котором более половины карт созданы преподавателями и научными сотрудниками МГУ. Весомую помощь в исследовании Арктики и Дальнего Востока оказал большой проект нескольких факультетов МГУ «Будущее планеты. Глобальное изменение природной среды», в котором задействованы географы, биологи, химики, почвоведы.

Два года назад ученые МГУ обратились в ООО «Газпром недра» (структура «Газпрома») и предложили свою помощь в организации мониторинга арктических морских акваторий и суши с оценкой ситуации и предложениями стратегического развития в перспективе ближайших десятилетий, в результате чего был подписан договор о сотрудничестве на 2021-2023 годы. Сейчас проделана примерно половина запланированной работы, выполнены мониторинговые исследования в северных морях.

Координатор программы мониторинга состояния окружающей среды в морях Арктики и Дальнего Востока географического факультета МГУ Владимир Слободян рассказал, что в рамках проекта были организованы три исследовательских рейса — в Баренцевом, Карском и Охотском морях. В этом непростом деле большую поддержку МГУ в плане аренды научных судов и оборудования оказал бизнес.

В 2021 году экспедиции прошли в сентябре-октябре, достаточно сложный погодный период, но шторма не помешали ученым получить важные данные даже в экстремальных условиях. В 2022 году рейсы были организованы чуть раньше — в июле-августе — и завершились в благоприятную погоду — до начала сентября. Таким образом, вся программа морских работ успешна реализована.

«В соответствии с полученными данными будут скорректированы научные исследования сезона 2023 года», — сообщил Владимир Слободян.

Он также отметил, что МГУ заинтересован в получении научных результатов, которые «помогут обосновать программы мониторинга не только для “Газпрома”, но и для освоения Арк­тики в будущем».

«Проделанная экспедициями работа — хороший пример взаимодействия науки и крупного бизнеса», — отметил заместитель директора Беломорской биологической станции им. Н.А.Перцова биологического факультета МГУ Николай Шабалин.

В проекте, о котором идет речь, ставился практический вопрос о том, как ООО «Газпром недра» качественно выполнять свои обязательства перед государством, соблюдая требования охраны окружающей среды. Для этого необходимо понимать, как изучать морские экосистемы, какие применять методики и технологии, как организовывать сетку станций наблюдения.

Но параллельно ученые решают и глобальные научные проблемы. Это необходимо, поскольку морские системы, особенно арктические, оказывают стабилизирующее воздействие на атмосферу в целом. Здоровье Арктики и моря крайне важно для здоровья суши.

«Мы не будем жить в чистом мире, если не позаботимся о чистоте океана», — подчеркнул Николай Шабалин.

Ученый назвал важнейшим объектом изучения биоразнообразие, которое включает в себя все живые существа, населяющие нашу планету. Это и водные биологические ресурсы, рыбные запасы, запасы промысловых беспозвоночных, краснокнижные виды животных. В качестве примера важнейшего звена в экосистеме северных морей он привел рыбу сайку или «полярную тресочку».

«Если с ней что-то случится, нарушатся все пищевые цепочки, и система попросту рухнет, — предупредил Николай Шабалин. — Поэтому специалистам важно правильно выбирать не только пункт наблюдений, но и те объекты, за которыми необходимо наблюдать».

Масштабные проекты, подобные прошедшим арктическим экспедициям МГУ, позволяют узнать, что происходит с морскими экосистемами, а также создавать единую базу данных и длинный ряд наблюдений, чтобы понять, как меняется жизнь моря с течением времени.

«Еще 10 лет назад Карское море было достаточно слабо изучено с точки зрения биоразнообразия. Столь плотная сеть станций на ограниченном участке моря работала с такой периодичностью впервые. Теперь часть Карского моря изучена очень подробно, и это крайне важно для понимания процессов в морских экосистемах», — подчеркнул Николай Шабалин.

На пресс-конференции шла речь и о последствиях крупных аварий на подводных трубопроводах. По оценкам ученых, столь масштабный выброс метана, как произошедший недавно на газопроводах «Северный поток» в Балтийском море, безусловно, губителен для морских экосистем. Главный негативный фактор — попадание в атмосферу крупных объемов парниковых газов.

«В районе происшествия также серьезно меняются условия судовождения из-за изменения плотности воды. Суда уравновешены по ватерлинии для определенных значений этого показателя, а если плотность воды уменьшается, то судно погружается глубже. Именно поэтому в районе аварии сейчас создана десятикилометровая зона, в которой запрещено мореплавание», — отметил Сергей Добролюбов.

«Любой выброс газа подобных масштабов вредит морским экосистемам, биоте. В местах повреждения трубы будут гибнуть планктон, мальки, рыбы. Когда речь идет о залповом выбросе в атмосферу парникового газа, происходит негативный эффект для биосферы в целом», — подчеркнул Николай Шабалин.

В условиях потепления климата резко возрастают и риски естественного повреждения трубопроводов в Арктике. По мнению Владимира Слободяна, для предотвращения аварий необходимо более серьезно относиться к мониторингу существующих ниток и строительству новых.

Эксперты рассказали также о возможностях и перспективах сотрудничества научных коллективов с нефтегазовыми компаниями. Участие в проектах разведки и освоения месторождений позволит ученым изучить процессы и явления, связанные с откликом природы на глобальное потепление и хозяйственное освоение территорий.

Светлана Беляева

Нет комментариев