Не бросаться выбросами. Эмиссия парниковых газов должна быть увязана с интересами экономики

В России завершается подготовка нормативной базы для запуска системы льготного финансирования зеленых проектов и инициатив в сфере устойчивого развития. Критерии отбора таких проектов недавно утверждены постановлением правительства. Зеленые проекты должны соответствовать целям международных документов в области климата и устойчивого развития, не противореча при этом российским приоритетам в сфере экологии. Зеленый проект может быть запущен в энергетике, строительстве, промышленности, транспорте, водоснабжении, сельском хозяйстве, в сферах обращения с отходами, сохранения биоразнообразия и защиты экологии.
Прошедшее совместное заседание Президиума Российской академии наук и Министерства экономического развития как раз было посвящено проблемам стратегии низкоуглеродного развития страны: реалиям, сценариям, императивам и перспективам.

Открывая заседание, президент РАН Александр Сергеев заметил: «В ноябре в Глазго пройдет международная конференция, посвященная вопросам климатической повестки дня. Разные страны будут обсуждать, каким образом они намерены решать вопросы, связанные с понижением углеродных выбросов в атмосферу. В связи с тем что с 2025-2026 годов будет вводиться налог на углеродный след, очень важно понять, каким образом мы в России будем отвечать на этот вызов». И добавил, что ученые озабочены отсутствием в списке делегации РФ в Глазго представителей Российской академии наук: «Там вообще мало ученых, важно эту ситуацию изменить». Глава РАН также уточнил, что «вопросы низкоуглеродного развития обсуждаются в Академии наук более полугода, проведено несколько встреч с министром экономического развития Максимом Решетниковым».

Как подчеркнул сам министр, участвовавший в заседании, подобные вопросы невозможно решать только силами чиновников или экспертного сообщества, тут очень важно постоянное присутствие фундаментальной науки. Правительство сейчас активно занимается формированием собственной климатической позиции. В частности, принят ФЗ о выбросах парниковых газов — основополагающий документ для запуска системы углеродного регулирования в РФ. Он предполагает и введение обязательной отчетности для предприятий, и возможность реализации климатических проектов и вводит понятие новой сущности углеродных единиц как объектов права и учета и, соответственно, возможностей для инвестиций, формирует всю необходимую структуру для функционирования рынка углеродных единиц. Сейчас готовится подзаконная база, всего в работе 17 актов, которые уже прошли один круг согласования в ведомствах. Все это делается с целью признания всей российской системы регулирования на международном уровне. Задача — сделать это к концу 2023 года. Сегодня в России практически полностью разработаны стандарты в сфере климатических проектов, процессы верификации и валидации.

«Россия исходит из того, что на международном уровне в рамках реализации Парижского соглашения по климату необходимо договориться о принципах технологической нейтральности. Если у нас действительно технология не приводит к выбросам CO2, то мы ни в коем случае не должны ее оставлять в стороне»,

— подчеркнул Решетников, напомнив о том, что были разработаны дополнительные проекты, которые позволят сразу не отказываться от угля и нефти.


Отметил министр и важность поглощающей способности природных экосистем, в том числе российских лесов. Поглощение парниковых газов лесами позволяет компенсировать выбросы в тех отраслях, где их сокращение пока технологически невозможно, рассказал Решетников. Разработана Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов. Документ готовится к внесению в правительство. Ученые РАН провели его экспертизу, итогом этой работы стали четыре сценария по снижению объема выбросов СО2 в стране, которые сейчас обсуждаются.

«Климатическая повестка — проект не на год. Это должно войти в повседневную работу всех стран. Важно видеть технологические возможности»,

— подчеркнул министр, отметив важность вопроса стоимости этой повестки.

«Почти половина снижения выбросов парниковых газов зависит от оценки поглощающей способности российских лесов. Это значит, что необходимо сформировать крупный междисциплинарный научный проект, ориентированный на исследования в этой области и верификацию полученных данных мировым сообществом»,

— продолжил тему, затронутую министром, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН Александр Широв, выступивший с докладом о Стратегии долгосрочного социально-экономического развития России с низким уровнем эмиссий парниковых газов.

Александр Александрович отметил, что в последнее время изменения климата рассматриваются рядом ведущих стран в качестве фактора интенсификации экономического роста и закрепления своего технологического лидерства на глобальном уровне. В этом контексте усилия России по снижению углеродного следа без прямого импорта низкоуглеродных технологий и оборудования из развитых стран будут наталкиваться на непризнание поглощающей способности российских лесов, безуглеродности АЭС и ГЭС и рост требований по еще более радикальному снижению эмиссий. При этом Россия уже сейчас формирует значительный вклад в достижение целей Парижского соглашения по климату.
По мнению ученого, в перспективе нескольких десятилетий спрос на российские углеводороды на мировом рынке сохранится как минимум на современном уровне даже в наиболее жестких сценариях реализации мер международной климатической политики. Это позволяет выстраивать конструктивные сценарии развития России, опирающиеся на использование экономического потенциала энергосырьевого сектора, в том числе на наращивание экспорта углеводорода, что дает возможность формировать доходы и перераспределять их на цели структурно-технологической модернизации российской экономики.

Среди потенциальных для снижения выбросов СО2 отраслей экономики России Широв выделил энергетику и сектор ЖКХ, фугитивные выбросы (от утечек и испарения топлива, в т. ч. при транспортировке по газопроводам) и отходы. Затронул Широв и тему перспективы введения углеродного сбора в России, отметив, что сделанные оценки показывают рост цен в экономике в случае введения такового при прочих равных условиях. Если все прочие факторы привели к инфляции в стране на уровне 4%, то введение углеродного сбора в размере 10 евро/тСО2-экв. поднимет инфляцию до 5%.

В этих условиях, продолжил тему доклада академик Порфирьев, при разработке и принятии Россией Стратегии надо адекватно оценивать роль нашей страны в мировой климатической политике. Россия не только лидер по снижению эмиссий парниковых газов за почти 30-летний период действия Рамочной конвенции ООН по изменению климата, не только государство с наиболее экологически и климатически чистой структурой производства электроэнергии среди крупных экономик планеты, но и благодаря своим природным экосистемам один из главных эколого-климатических доноров.

Нужно понимать, что, во-первых, РФ входит в число климатически ответственных государств мира, наиболее активно реализующих установки Парижского соглашения в части принятия добровольных обязательств (National Determined Contribution — NDC) по сокращению эмиссий. Так, эмиссии парниковых газов в России за 1990-2019 годы снизились на 49%. Для сравнения: в ЕС за тот же период эмиссии уменьшились на 24%, а в США выросли на 2%.

Во-вторых, продолжил Порфирьев, необходимо подойти к гибкому решению, которое позволит снизить риски для человека и экологической системы, а также выбросы парниковых газов.

Стратегия должна исходить из национальных интересов, а также целей развития России до 2030 года. В-третьих, в ней необходимо предусмотреть комплекс мер по формированию и эффективной реализации путей повышения энергоэффективности российской экономики, поддержки ее стратегически важных секторов, которые могут пострадать в случае агрессивного введения механизма пограничного «углеродного налога» (Carbon Border Adjustment Mechanism — СВАМ) во внутриэкономической сфере. А во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах надо ориентировать ситуацию на максимальное оттягивание сроков вступления механизмов CBAM в действие и сотрудничество с ведущими мировыми экономиками-реципиентами рисков CBAM, прежде всего с Китаем и США.

Что касается CBAM, отметили докладчики, то на первых этапах его применения потери российских экспортеров при цене углеродных единиц в размере 50 евро/тСО2-экв. могут составить порядка 1 миллиарда евро в год (менее 1% выручки). Плюс по мере роста облагаемой базы они будут расти и могут составить 7 миллиардов евро в год (при условии обложения всего спектра сырьевых товаров). В контексте сказанного декларация Россией в настоящее время более жестких обязательств по снижению эмиссий парниковых газов (в сравнении с официально принятыми) может создать дополнительные ощутимые риски для отечественной экономики. То есть, взяв сейчас обещание снизить нетто-эмиссии парниковых газов, например, до 60-65% от уровня 1990 года, Россия уже на рубеже 2025-го может оказаться перед необходимостью дальнейшего ужесточения обязательств и дополнительного сокращения эмиссий, серьезно рискуя войти в противоречие с целями национального развития, включая устойчивый и инклюзивный экономический рост и пакет важнейших социальных гарантий государства по обеспечению достойного уровня и качества жизни граждан.

Широв и Порфирьев предложили провести анализ и сделать оценку-прогноз влияния конкретных мер снижения нетто-эмиссий парниковых газов на экономическую динамику, отраслевые параметры производства, цены, уровень и качество жизни населения страны и ее отдельных регионов. Меры по снижению выбросов парниковых газов не должны противоречить основным направлениями Стратегии социально-экономического развития всей нашей страны и ключевых секторов российской экономики.

По мнению главного экономиста ВЭБ РФ Андрея Клепача, повестка социально-экономического развития государства шире, чем вопрос энергоперехода. Согласно оценкам и разработанным сценариям, реализация мероприятий по снижению выбросов СО2 приведет к замедлению темпа роста на 1,5%. Ожидается, что общее энергопотребление в РФ в скором времени увеличится на 15-20%. Поэтому важно уделить внимание опережающему развитию таких сфер, как образование, здравоохранение, информационные технологии, которые должны значительно поменять структуру экономики.

Специальный представитель ГК по атомной энергии «Росатом» по международным и научно-техническим проектам Вячеслав Першуков представил данные о структуре генерации, выбросах и стоимости СО2 в мире, рассказал о зеленых источниках электроэнергии, разработанном «Росатомом» проекте ЯТЦ «Прорыв». При низкой удельной материалоемкости и отсутствии ограничений по сырьевой базе он позволяет системно управлять ядерными реакторами, гарантируя минимальные выбросы СО2 независимо от погодных условий.
Выступление замминистра энергетики Павла Сорокина было посвящено перспективам взаимодействия с учеными РАН. Он также представил пилотный проект по организации крупнотоннажного улавливания, транспорта и хранения СО2 в Оренбургской области, рассчитанный на утилизацию более 1 миллиона тонн СО2 в год.

«Мы стали плотно работать с вашим министерством, — заметил Сергеев. — Неоднократно обсуждали задачи, которые уже сегодня можно сформулировать для академического сообщества. Так, вопрос захоронения СО2 — сейчас сильно интересная задача, химики и биологи должны над ней очень серьезно поработать».

Директор Института глобального климата и экологии им. Ю.А.Израэля Анна Романовская представила коллегам сектор землепользования лесного хозяйства страны. Потенциал управляемых экосистем для сокращения выбросов СО2 огромен, сказала она. Предупреждение лесных пожаров, уменьшение образования древесных отходов при рубке, эффективное лесовосстановление, оптимизация внесения органических удобрений, сокращение эрозионных и дефляционных потерь при пахоте, рекультивация земель — все эти и другие меры могут предотвратить выброс порядка 545-940 миллионов тонн СО2-экв. в год и компенсировать до 7 с лишним процентов общемировых глобальных выбросов от сектора землепользования и лесного хозяйства.

Продолжая тему, член-корреспондент РАН Наталья Лукина, директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, заявила, что в России площади лесных пожаров не снижаются, наоборот, превышают ежегодно 10 миллионов гектаров. При этом и происходят огромные пирогенные эмиссии парниковых газов в атмосферу. Эффективность мероприятий по лесовосстановлению очень низка, поскольку не проводятся соответствующие уходы за посадками. Лесоразведение на заброшенных сельхозземлях, площадь которых превышает 70 миллионов га, не организуется, а, напротив, запрещается (требуется уничтожать спонтанно появившиеся леса), несмотря на два поручения Президента РФ (2013-й и 2020 годы). То есть поручения главы государства выполняются «с точностью до наоборот». При этом до сих пор не переданы в лесной фонд бывшие колхозные (уже высоковозрастные) леса — они ведь привлекательны для мошеннических схем рубки.

Президиум продолжался долго, выступавших было много, тщательно дорабатывали текст постановления. По окончании приняли решение о включении представителей РАН в делегацию на 26-ю Конференцию сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-26) в Глазго.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев