Идут на грозу. Томичи учатся прогнозировать последствия молниевой активности

Весна 2022 года в Красноярском крае началась с лесных пожаров. Чаще всего они возникают вследствие неразумного поведения человека. Но нередко причиной вспыхнувшего огня становятся заметно участившиеся грозы.

Группа ученых из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН и Томского госуниверситета выиграла двухгодичный грант Российского научного фонда на реализацию проекта «Сухие грозы как причина возникновения природных пожаров: оценка условий и разработка методики». Ученые задались целью исследовать это явление в Западной Сибири, создать методику описания условий, при которых возникают сухие грозы, и попытаться применить ее при прогнозирования пожароопасных ситуаций.

Руководитель проекта Елена Харюткина, старший научный сотрудник ИМКЭС СО РАН, утверждает, что, согласно общемировым данным, примерно 10% гроз приводят к пожарам. Но, по данным ученых ТГУ, эта цифра в среднем равна 30%, а в Томской области процент еще выше — 37! Проблема в том, что часто сложно определить причину возникновения пожара на малонаселенной и труднодоступной территории.

Глобальное потепление увеличивает частоту и разнообразие опасных метеорологических и природных явлений (осадков, ветров, экстремально низких и высоких температур, лесных пожаров и др.) «По данным участников проекта, в нашем регионе их будет до конца века все больше, — поясняет Елена Валерьевна. — Сухие грозы пока относятся к малоизученным явлениям — традиционно под ними понимается молниевая активность без осадков, и именно поэтому они наиболее пожароопасны».

Но проблема сухих гроз актуальна не только для России, но и для таких стран, как США, Канада, Австралия. В зарубежной литературе встречаются специальные методички, в которых описываются условия, при которых могут возникнуть сухие грозы, способные привести к возникновению пожара. Однако невозможно взять и просто использовать их в России, потому что для каждой территории эти параметры будут индивидуальными.

В рамках проекта объект исследования — Западная Сибирь, ее разные природные зоны — леса, степи, тундра, торфяники. Территорию изучают, используя информацию из различных баз данных: спутников (MODIS), метеорологических наблюдений сети станций Росгидромета, аэрологического зондирования, реанализа Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды (ECMWF), грозопеленгационной сети (WWLLN).

Ключевую роль в осуществлении проекта сыграла поддержка Российского научного фонда, отмечает Елена Харюткина. Создание необходимых баз данных, комплекса программ, проведение аналитического обзора, интерпретация и публикация полученных результатов в авторитетных изданиях, а также участие в научных мероприятиях — все это стало возможно благодаря средствам, выделенным Фондом.

Коллектив, в состав которого входят ученые ИМКЭС (старший научный сотрудник Елена Харюткина, научные сотрудники Константин Пустовалов и Евгения Морару, инженер Мария Оглезнева, а также доцент ТГУ Ольга Нечепуренко), сопоставляет данные об атмосферных и почвенных условиях с данными о грозовой и пожарной активности, при этом учитываются особенности ландшафта той или иной местности.

Результаты первого этапа работы сконцентрированы в статье, опубликованной в журнале Atmosphere. Как показали исследования, особое внимание следует уделять при оценке условий возникновения природных пожаров из-за сухих гроз в экологически уязвимом арктическом регионе Западной Сибири. Так, наибольшая молниевая активность наблюдается в центре Западной Сибири, а вероятность возгорания от молнии гораздо выше в ее северной (малонаселенной) части, в зонах тундры и лесостепи (выше 65-й параллели северной широты), чем в южной. Едва ли не каждая третья молния кончается тут пожаром (почти 30 %). Ученые смогли установить это, изучая вспышки молний в радиусе 10 километров от очагов возгораний.

Итогом проекта станут не только разработка методики по идентификации сухих гроз и определение их вклада в вероятность возгорания, но и расчет регионального индекса пожароопасности с учетом влияния сухих гроз для разных ландшафтных зон Западной Сибири. Позже этот научный задел позволит провести подобные исследования и в других российских регионах, где проблема пожаров стоит особенно остро.

Ольга Булгакова

Нет комментариев