Фотосинтезирующие микроорганизмы могут помочь городу

16.01.2020

Ученые отдела биотехнологий и биоэнергетики Курчатовского Комплекса НБИКС-природоподобных технологий ведут исследования, благодаря которым можно будет использовать фотосинтезирующие микроорганизмы для решения экологических проблем больших городов. Для справки: фотосинтезирующие микроорганизмы – это микроводоросли и цианобактерии, которые в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и производят кислород гораздо быстрее, чем высшие растения.

Новый метод, разработанный специалистами, позволит очищать различные виды сточных вод, образующихся в городе. В том числе — хозяйственно-бытовые, ливневые и талые, которые текут по улицам и зачастую без очистки попадают в городские водоемы. После небольшой очистки такие воды можно будет использовать для городских нужд: полива растений, дорог и тротуаров.

«Микроорганизмы Chlorella обеспечивают очистку не только воды, но и воздуха, перерабатывая углекислый газ в кислород. Причем они делают это в несколько раз эффективнее, чем, например, деревья, — пояснил старший научный сотрудник отдела биотехнологий и биоэнергетики Кирилл Горин. – Использование фотосинтезирующих микроорганизмов для очистки воздуха и воды в городе решило бы ряд экологических задач».

По словам ученого, технология уже переросла лабораторный уровень, и в ближайший год планируется провести испытания фотобиореакторов на улице. Это позволит решить задачи по оптимизации условий культивирования микроорганизмов, а также интеграции фотобиореакторов с городскими системами освещения.

«Если эта технология вызовет интерес бизнеса и представителей городской власти, то она может стать частью городского ландшафта уже в ближайшей перспективе», — подчеркнул Горин.

А в дальнейшем ученые планируют максимально использовать потенциал фотосинтезирующих микроорганизмов. Их рассчитывают задействовать в процессах получения других полезных веществ — к примеру, после очистки воды биомасса из фотосинтезирующих микроорганизмов может применяться для производства биодизеля и биокеросина.

Фото: пресс-центр НИЦ «Курчатовский институт»