Чисто по ГОСТу. Будет ли прок от новых стандартов качества воды?

В конце 2022-го были приняты и введены в действие с нынешнего года несколько касающихся чистоты воды национальных стандартов, разработанных в ИВП РАН. Так как без воды ни раньше, ни сейчас человек жить не может, «Поиск» попросил рассказать о них главного научного сотрудника этого института, доктора технических наук, профессора Олега РОЗЕНТАЛЯ. Он руководит Комитетом по экологии Всероссийской организации качества и является главным редактором журнала «Методы оценки соответствия» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

— О каких новых ГОСТах идет речь, Олег Моисеевич?
— О трех ГОСТах и предварительном национальном стандарте. Это ГОСТ Р 70278-2022 (Охрана окружающей среды. Поверхностные воды. Экспертиза соответствия состава и свойств воды заданному классу качества), ГОСТ Р 70276-2022 (Охрана окружающей среды. Поверхностные воды. Контроль качества природной воды. Методика оценки наименьшего удовлетворительного объема исследований), ГОСТ Р 70277-2022 (Охрана окружающей среды. Контроль качества воды. Методика оценки выплат за сброс сточных вод) и ПНСТ 756-2022 (Охрана окружающей среды. Рекомендации по формированию требований экологической безопасности и охраны окружающей среды). Поясню, о чем речь. При водохозяйственной деятельности необходима оценка пригодности воды для конкретного вида пользования.

Немного о терминологии. ГОСТом называется межгосударственный стандарт, который включает в себя требования к качеству продукции, в том числе возможные отклонения от эталона и т. д. Система ГОСТ была разработана еще во времена СССР и действовала на всей его территории. В современной России возникли новые требования к стандарту, и на замену ГОСТу с 1992 года пришли обозначения ГОСТ Р. Он подтверждает, что продукция прошла проверку и отвечает всем требованиям безопасности. В 2003 году государственные стандарты, принятые Госстандартом РФ до 1 июля 2003 года, признаны национальными. В России национальные стандарты имеют добровольное применение, за исключением стандартов для оборонной продукции и защиты сведений, составляющих государственную тайну или иную информацию ограниченного доступа. ГОСТ Р принимает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), а в области строительства и промышленности строительных материалов — Госстрой России. Наш разговор — о качестве воды.

— Обычно для пользования водой выделяют несколько классов уровня ее загрязненности в виде интервалов в заданных границах. При этом не учитывается, что состав и свойства воды, приписываемые каждому заданному классу ее качества, лучше всего выражены в номинальных значениях соответствующего интервала, они все менее проявляются по мере приближения к установленным границам, — подчеркнул Олег Розенталь. — Качество не меняется скачком. Это и учитывает ГОСТ Р 70278-2022, строго оценивающий степень соответствия воды установленному классу качества. Применение этого документа позволит количественно оценивать уровень потери степени соответствия воды заданному классу качества в целях коррекции инновационных водохозяйственных решений.

— Что регламентируют два других ГОСТа?
— Современный контроль качества вод опирается на концепцию нулевого риска. При них результаты измерений контролируемых показателей считаются приемлемыми, если не превышают установленного норматива, и неприемлемыми, если больше этого норматива. Тут не учитываются ни погрешность измерений, ни ошибка выборочного контроля. Между тем нормы погрешности измерений и ошибки выборки достигают значений ±70% и более, и их недоучет, необоснованно допускаемый некоторыми документами РФ, создает риск ошибочных заключений контролирующих органов о качестве воды. Такой риск особенно высок, если состав воды быстро изменяется, как, например, в реках промышленных регионов, где характерны повышенные уровни водопотребления и водоотведения. Снижение погрешности измерений увеличивает расходы на соблюдение стандарта. В связи с этим актуальна оценка минимальной частоты контроля качества воды по заданным показателям, обеспечивающего удовлетворительную достоверность получаемых результатов. Так появился ГОСТ Р 70276-2022. Стандарт предоставляет алгоритм определения необходимой частоты контроля.

А третьим ГОСТом устанавливаются числа измерений показателей качества сточных вод по критерию минимизации выплат за водоотведение. Актуальность документа объясняется тем, что органы государственного водного контроля при принятии административных решений руководствуются нормами, не учитывающими погрешность измерений. В этой ситуации водопользователь, уверенный в выполнении установленных требований к качеству сточных вод, может быть заинтересован в том, чтобы предложить Госконтролю проведение дополнительных исследований (при условии, что соответствующие расходы не превысят ожидаемого ущерба вследствие возможных санкций). Применение стандарта будет способствовать устойчивости водного бизнеса благодаря тому, что документ устанавливает последовательность действий для обеспечения контроля качества сточных вод по критерию минимизации выплат за водоотведение.

— Предварительный национальный стандарт — это что?
— Устойчивое развитие предполагает решение экологических проблем. Они должны гарантировать, что продукция и процессы ее производства не наносят ущерб качеству жизни населения, климату Земли, воздушному и водному бассейнам, растительному и животному миру. Международные организации по стандартизации ИСО и МЭК рекомендуют решать эти задачи с помощью систем стандартов, описывающих правила мониторинга, экологической маркировки и измерений показателей экологической безопасности, например, выбросов парниковых газов, с учетом углеродного следа продукции. Тем самым определяется значимость данного предварительного национального стандарта (ПНСТ), регламентирующего повышение безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла для окружающей природной среды.

Социально-экологическая эффективность ПНСТ 756-2022 определяется, кроме того, повышением экологической ответственности разработчиков и пользователей технических регламентов ЕАЭС и возможностями формирования «зеленной экономики».

— Когда ждать результатов от правоприменения новых документов?
— Для того чтобы верно оценивать качество воды, эти стандарты крайне необходимы, но, к огромному сожалению, используются они недостаточно. Российское законодательство очень общее, иные документы позволяют не учитывать погрешности измерений.
Поясню. Например, оценивается качество воды по содержанию меди: много меди или мало в питьевой или природной воде, не важно. Есть норматив (ПДК) по предельной концентрации ее в воде. Начинают определять. Предположим, вода соответствует: значение содержания меди на 10% ниже ПДК. Контролирующие органы заключают: вода соответствует ПДК. Но при этом погрешность измерения содержания меди в воде — 50%! Получается, что риски грубо составляют 40%. Дадите ли вы своему ребенку стакан такой воды? Вот на этих проблемах и сосредоточены все вышеозначенные стандарты, хотя посвящены разным вопросам.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев