Назад в прошлое. Путешествие во времени возможно, но не для всех

К такому выводу пришла группа учёных из России, Швейцарии и США. Они заставили квантовый компьютер на долю секунды вернуться в прошлое.

Комментарий одного из авторов исследования Гордея Лесовика:

Результаты экспериментов были опубликованы в журнале Scientific Reports. Это уже третья статья этой группы исследователей о возможности нарушения второго закона термодинамики. В первой был описан вечный двигатель второго типа, во второй – создана модель «демона Максвелла», который управляет системой на расстоянии нескольких микрон. В планах учёных – отодвинуть мифическое существо на целый метр. И вот теперь физики замахнулись понятие «стрелки времени». Она определяет одностороннее направление времени из прошлого в будущее.

Эксперимент проводился на квантовом компьютере. Объектом были два сверхпроводящих кубита, наименьших элемента в системе. Таким образом создавалась модель локализованного электрона. Специальная программа последовательно меняла состояние подопытных кубитов, а потом возвращала их в исходное состояние. Иными словами, в прошлое. Причём результат никак не назовёшь случайностью: два кубита возвращались к нулевой точке в 85% случаев. В ситуации с тремя кубитами погрешность возрастала до 50 процентов, но, по словам учёных, это связано лишь с несовершенством компьютера.

Итак, путешествие во времени на квантовом уровне возможно. А для человека? «Нет», — отвечает ведущий автор исследования Гордей Лесовик. Он возглавляет лабораторию физики квантовых информационных технологий в МФТИ.

«Центральная идея состоит в том, что эволюция любой системы может быть обращена вспять, если существует суперсистема, которая совершает произвольные операции над этой системой. Внутри системы это невозможно. Если у нас будет такой суперкосмос, который нашим космосом будет управлять, то можно будет всё, что у нас происходит, запустить назад во времени. Если нет – то нет. В жизни этого не происходит, поэтому всё течёт в одну сторону. Квантовый компьютер – это и есть та суперсистема, которая может над кубитом или системой кубитов совершить любую операцию».

Изначально учёных интересовала теория, но в ходе экспериментов выяснилось, что попытки нарушать физические законы могут принести реальную пользу.

«Это очень важная процедура для улучшения функционирования методов ядерного магнитного резонанса. Квантовая система, как и человек стареет. И в результате величина сигнала начинает падать. Такими методами можно, условно говоря, «омолодить» квантовую систему, сделать ее опять «чистой», — говорит Лесовик.

Кроме того, благодаря укрощению «демона Максвелла», возможно суперточное охлаждение квантовых компьютеров. И кто, знает, возможно мы еще увидим в работе вечный двигатель второго типа.

2 комментария