Вот это заплыв! Древняя популяция байкальской нерпы обитала в Северном Ледовитом океане?

Симпатичная нерпа давно стала символом озера Байкал и предметом научного интереса биологов. Это один из немногих сохранившихся исключительно пресноводных видов ластоногих. При этом ученые уверены в арктическом происхождении байкальской нерпы. В пользу гипотезы свидетельствуют строительство логовищ для потомства на льду, белый мех новорожденных щенков, обес­печивающий маскировку, поддержание воздушных отверстий в ледяной толще, способность животного проводить много времени под водой, а когда нет возможности вовремя добраться до воздушного отверстия — инстинктивно дышать карманами выдыхаемого воздуха, которые скапливаются подо льдом. Подобное поведение характерно и для арктических лас­тоногих: кольчатой нерпы и кас­пийского тюленя.

Для изучения демографической истории и генетического разнообразия байкальского эндемика международный коллектив исследователей (специалисты Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, Новосибирского государственного университета, санкт-петербургского Университета ИТМО, Консорциума DNA Zoo (США), Новосибирского государственного университета, Байкальского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (Улан-Удэ), Сколковского института науки и технологий (Москва), Института систем информатики им. А.П.Ершова СО РАН (Новосибирск), Кембриджа (Великобритания)) впервые провел хромосомную сборку генома байкальской нерпы. Геном нерпы секвенировали, прочитали короткие последовательности нуклеотидов ДНК, а потом из уникальных мелких прочтений составили последовательности, каждая из которых в идеале должна была соответствовать одной хромосоме. Проанализировав генетические данные, ученые предположили, что когда-то существовала многочисленная популяция предков байкальской нерпы.

«По результатам анализа демографической истории в сравнении с другими видами байкальская нерпа показала значительно более резкое снижение численности. Это может объясняться изменением условий окружающей среды в течение ледниково-межледниковых циклов. Мы связываем этот период со временем миграции в озеро Байкал, которая произошла около 3-0,3 миллиона лет назад. Затем популяция стабилизировалась, что свидетельствует о сбалансированных условиях обитания», — отмечают исследователи в статье, опубликованной в журнале Genes.

Сегодня величина популяции байкальской нерпы колеблется в диапазоне от 82 500 до 115 000 особей. Величина погрешности обус­ловлена сложностью наблюдений за ластоногим: животные большую часть времени проводят под водой. На численность нерпы влияют и толщина льда, и многочисленные антропогенные факторы: загрязнение, чрезмерный вылов рыбы и т. д.
Подтвердить гипотезу о существовании древней популяции удастся только после секвенирования генома ближайших родственников животного — кольчатой нерпы, по-прежнему обитающей в арктических морях, и каспийского тюленя.

Однако все еще остается загадкой, как именно ластоногие попали в Байкал, находящийся в трех тысячах километрах от Северного Ледовитого океана.