В Андалусии учёные открыли новый вид паука-скакунчика

09.09.2022

В Андалусии (Испания) группа ученых совместно с исследовательницей из Новосибирска обнаружила новый вид пауков-элуриллин Phlegra blaugrana. Он отличается наличием у самцов на брюшке красно-синего «шеврона» — цветов футбольного клуба «Барселона», в честь которого паук получил свое название. Статья об этом опубликована в Zootaxa.

Самец и самка Phlegra blaugrana Самец и самка Phlegra blaugrana

Открытие было сделано старшим научным сотрудником Института систематики и экологии животных СО РАН кандидатом биологических наук Галиной Николаевной Азаркиной совместно с испанскими коллегами Альваро Перес-Гомесом (Университет Кадис) и Иньиго Санчес-Гарсией (Зооботанический сад города Херес).

Самцы нового вида из семейства пауков-скакунчиков Salticidae отличаются яркой и необычной окраской — бархатисто-черным брюшком с густой бахромой по краю и красно-синим «шевроном» посередине. По цветам этого «шеврона» паук и получил название. Blaugrana — одно из популярных прозвищ футбольной сборной «Барселона», у которой на форме есть чередующиеся красно-синие полосы. Blau в переводе с испанского языка означает «синий», а grana — «гранатовый».

Самки этого вида выглядят достаточно неприметно, поскольку имеют криптическую (защитную) окраску, которая делает их незаметными для врагов или добычи.

Авторы этой статьи впервые дали подробное описание брачного поведения элуриллин. Самец Phlegra blaugrana, подходя к самке, резко поднимает брюшко вверх, как павлин, и демонстрирует красивую окраску в обрамлении черных «перьев» (густых волосков). При этом он ритмично подергивает передней парой ног и педипальпами, как бы уговаривая самку спариться.

«У пауков-скакунчиков вообще достаточно сложное поведение ухаживания. Самцы танцуют перед самками, и каждый танец видоспецифичен, то есть самка другого вида не отреагирует на движения чужого самца и даже может попытаться его съесть, приняв за добычу», — подчеркивает Галина Азаркина.

Как отмечает исследовательница, Андалусия — это самая изученная область Испании, откуда известно наибольшее количество видов пауков. «Пауки нового вида живут на поверхности почвы на лугах и пастбищах. Климат в месте обитания влажный, с сильным влиянием Атлантики и большим количеством солнечных дней», — говорит биолог.

Галина Азаркина отметила, что статья посвящена не одному, а двум близким видам из рода Phlegra, самцы которых, скорее всего, обладают схожим «павлиньим» поведением ухаживания. У обоих представителей членистоногих брюшко обрамлено густыми черными волосками. Однако вместо яркого шеврона Phlegra nitidiventris из Северной Африки имеет блестящий щит, или скутум, который отражает солнечный свет.

ФотоZootaxa