Птицы строят висячие гнезда, чтобы защитить потомство от захватчиков — новое исследование

21.12.2022

Новое исследование показало, что птицы строят висячие гнезда, особенно с расширенными входными туннелями, чтобы помочь защитить птенцов от захватчиков — к примеру, змей или кукушек, практикующих гнездовое паразитирование.

Исследователи из Даремского университета, Британского фонда орнитологии и Принстонского университета изучили взаимосвязь между формой гнезд и продолжительностью времени, которое потомство проводит в них. Зоологи исследовали разные виды ткачиков и желтух — двух семейств птиц, известных своими сложными плетеными «домами».
Было обнаружили, что виды, строящие наиболее сложные гнезда, особенно с длинными входными туннелями, производят потомство с более длительным периодом развития.

Гнезда с более длинными входными туннелями эффективнее препятствуют доступу захватчиков в гнезда, чем короткие туннели. Исследователи полагают, что сложные структурные особенности этих гнезд действительно играют роль в защите потомства от хищников и выводковых паразитов.

Специалисты находят согласованность этих результатов «поразительной», учитывая, что очень сложные гнезда оба вида птиц начали строить независимо друг от друга.

Ведущий автор исследования, доктор Салли Стрит из Даремского университета, рассказала: «Орнитологи уже давно очарованы красиво сплетенными гнездами ткачиков и желтух — эти гнезда, казалось бы, ненадежно свисают с тонких ветвей. Было распространено мнение, что эти гнезда предотвращают нападения лазающих по деревьям змей, но до сих пор эта идея считалась недостоверной. Мы рады показать, что предположения оказались  верными — виды, строящие самые сложные гнезда, особенно длинные входные туннели, потомство развивается медленнее, чего и следовало ожидать, если гнезда защищают птенцов от хищников и других захватчиков гнезда, таких как кукушки-паразиты».

Исследователи также обнаружили, что, строя сложные гнезда, птицы и другие виды могут лучше контролировать воздействие опасностей окружающей среды на потомство. Результаты исследования показывают: животные-архитекторы (птицы, строящие гнезда,  роющие млекопитающие и др.), могут создавать защитную среду, которая меняет то развитие их потомства, делая его жизнь безопаснее.

Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.