Орнитологи выяснили, как реагируют птицы на свет от крупных теплиц — Journal of Ornithology

10.11.2022

У лесных птиц, гнездящихся рядом с промышленными теплицами и другими крупными источниками света, меняется режим сна и бодрствования. Влияние светового загрязнение на физиологию пернатых изучено хорошо, однако исследования касались уличных фонарей, свечение которых невелико. А гигантские теплицы, которые ярко светятся с осени до весны, значительно меняют время пения гнездящихся поблизости лесных птиц.

Исследование проводилось возле одного из крупнейших подобных объектов в польской Сехнице. Свет, излучаемый местными теплицами, виден даже из находящегося в 16 км центра Вроцлава. Орнитологи использовали автоматические звукозаписывающие устройства, работающие непрерывно.  Выяснилось, что живущие рядом с очагом освещения птицы пели иначе, чем все остальные. Вокализация начиналась на рассвете раньше, чем у «обычных» птиц а прекращалась позже в сумерках. Наиболее ярко выраженным было такое поведение во второй половине февраля — перед сезоном размножения.

Самые ранние пташки — красные ряски и дрозды. Их выпуклые бусовидные глаза улавливают даже самое малое количество света, и они начинали петь задолго до рассвета. Самым чувствительным к искусственному свету оказались малиновки. Менее чувствительны черные дрозды. Изменились голоса лазоревки и большой синицы, но не во время пения, а когда птицы «разговаривали» друг с другом.

Такая ранняя активность утром и продолжительное время активности в сумерках не очень хорошо сказываются на птицах. Это может привести к к нарушению сна, переутомлению, стрессу и, как следствие, снижению физической формы и ослаблению иммунитета. Ведь у всего есть свои последствия, особенно недосып», — пояснил Адам Збырит — соавтор статьи,  опубликованной в Journal of Ornithology