Чтобы спрятаться от хищников, пауки могут оставаться под водой более получаса

11.05.2022

Для лягушки или другого земноводного убегать от хищников к воде и в течение долгого времени скрываться в ней — норма. А вот для пауков такая тактика несколько необычна. И тем не менее представители  недавно обнаруженного вида Trechalea extensa проворачивают этот трюк, чтобы спастись от хищников. Причем паукам даже не надо подниматься вверх, чтобы глотнуть воздуха.

Новый вид паука, описанный  в журнале Ethology, ученые обнаружили рядом с небольшим ручьем — частью реки Ява — в Коста-Рике. Экземпляр, за которым исследователи с интересом наблюдали, оставался под водой целых 32 минуты.

«Для многих видов промокнуть и замерзнуть почти так же опасно для выживания, как и иметь дело с их хищниками, — говорит биолог  Бингемтонского университета и ведущий автор нового исследования Линдси Сверк. — Раньше не было известно, что пауки Trechalea прячутся под водой от угроз — и уж точно мы не знали, что они способны проводить в воде так много времени».

Исследователи увидели T. extensa еще в 2019 году. Когда членистоногое попытались поймать, он взлетел над поверхностью воды, но ученым было известно, что эти пауки на такое способны. А вот когда исследователи продолжили попытки поимки, паук сделал нечто удивительное — он погрузился в воду примерно на 25 сантиметров. И оставался там более получаса. Что совсем нетипично для пауков вообще, и для этого вида в частности.

Ученые считают, что секрет этой способности T. extensa заключается в «пленке» воздуха, окружающей все его тело. Волосы, покрывающие паука, настолько хорошо отталкивают воду, что могут создавать своего рода щит из воздуха, защищая животное от жесткости воды.

«Воздушная пленка, окружающая паука, когда он находится под водой, удерживается на месте гидрофобными волосками, покрывающими всю поверхность его тела, — говорит Свирк. —  Паук настолько совершенен, что выглядит так, будто его окунули в серебро. Воздушная пленка может служить для защиты дыхательных отверстий от воды, поскольку эти пауки дышат воздухом. Воздушная пленка также может помочь минимизировать потери тепла. Ведь вода в ручье, куда погружалось членистоногое, очень холодная».

Фото: sciencealert.com