53 вида животных, ранее считающихся немыми, оказались «говорящими»

28.10.2022

«Генеалогическое древо вокализаций» пополнилось еще 53 видами представителей фауны, ранее считающихся немыми. В список попали представители четырех различных ветвей животных, включая 50 видов черепах, южноамериканскую двоякодышащую рыбу (Lepidosiren paradoxa), безногую амфибию под названием Cayenne caecilian (Typhlonectes Compressicauda) и рептилию из Новой Зеландии, известную как туатара (Tuatara).

«Обнаружено, что все зарегистрированные виды обладают разнообразным акустическим репертуаром, включающим ряд различных звуков», — пишут  авторы работы.

Тот факт, что так много видов черепашьего древа жизни обладают общей способностью издавать вокальные звуки, убедительно свидетельствует о том, что они являются предками всей клады черепах.

Более того, когда исследователи объединили данные черепах с анализом 1800 других позвоночных с легкими, они обнаружили доказательства общего происхождения производства звука и акустической коммуникации у всех животных, обладающих достаточным позвоночником, чтобы вдыхать и выдыхать.

Земноводные и рептилии изучены гораздо меньше, но это не означает, что они не издают звуки. Авторы искали «звукопродукцию» среди 106 забытых видос, но в литературе им удалось найти десятки примеров акустической коммуникации.

Сегодня господствующая теория акустической коммуникации предполагает, что эта фундаментальная черта многократно появлялась на древе жизни животных. Это основано на явно большом разнообразии структур уха и голосовых морфологий, наблюдаемых у птиц и млекопитающих.

Но новый филогенетический анализ предполагает, что это неверно. Тот факт, что животные, расположенные так далеко друг от друга на древе жизни, издают звуки сходным образом и по схожим причинам, будь то для спаривания, общения или воспитания детей, предполагает, что этот навык имеет общее происхождение. Возможно, он возник только один раз, прежде чем исчезнуть.

На самом деле эта черта восходит к предку, общему для широкого круга современных позвоночных, который жил 407 миллионов лет назад. Принимая во внимание связи между легкими и плавательными пузырями, эту дату можно даже отодвинуть.

«Наши результаты теперь показывают, что акустическая коммуникация не развивалась несколько раз в разных кладах, а имеет общее и древнее эволюционное происхождение», — заключает палеобиолог Марсело Санчес из Цюрихского университета в Швейцарии.

Исследование опубликовано в Nature Communications .