На ядовитой альпийской розе обнаружен неизвестный вид бабочек

Австрийско-швейцарской исследовательской группе удалось найти в Альпах ранее неизвестную ледниковую реликвию — альпийскую розовую моль. Это первый известный вид, чьи гусеницы «специализируются» на ржаво-красной альпийской розе — очень ядовитом, широко распространенном растении, которого большинство животных, включая мотыльков и бабочек, избегают.

Ржаво-красная альпийская роза ( Rhododendron ferrugineum ) — одно из самых известных и самых привлекательных растений. Люди любят его за красоту. Для насекомых альпийская роза привлекательна лишь  как нектарное растение; личинки же насекомых развиваются на нем только в исключительных случаях. Это также относится к альпийским бабочкам и мотылькам, которые, несмотря на их широкое распространение, не приближаются к Rhododendron ferrugineum. Поэтому открытие высокоспециализированного вида в Альпах стало полной неожиданностью.

Поскольку альпийские розы непривлекательны для гусениц и насекомых, энтомологи игнорировали растения в своих исследованиях. Открытие кустарника альпийской розы в качестве «места жительства» кого-либо не было результатом целенаправленных поисков, это была чистая удача.

Так, в июле этого года исследователи, изучающие бабочек в Ардезе в швейцарской долине Энгадин случайно остановились у куста альпийских роз.

«Случайное появление первой гусеницы в листе альпийской розы было абсолютной неожиданностью. Сразу стало ясно, что это, должно быть, необычный вид, — пояснил Питер Хьюмер, исследователь и руководитель отдела естественных наук Государственных музеев Тироля.

В начале августа Хьюмер вместе со швейцарским экспертом по бабочкам и мотылькам Юргом Шмидом вернулся в Альпы, чтобы узнать больше о найденном насекомом. Поиски показали, что существует стабильная популяция вида, неизвестного ранее.

Моль альпийской розы сразу после  вылупления  просверливает верхнюю оболочку листа розы, чтобы попасть в его внутреннюю часть. Там гусеница проводит всю свою жизнь до окукливания, поедая лист изнутри.  Благодаря этому гусеница защищена как от непогоды, так и от многих хищников —  птиц, пауков и хищных насекомых.  Когда приходит время окукливания, гусеница покидает зараженный лист, образуя паутину на нижней стороне листа или ближайшем листе. С помощью нескольких тонких шелковых нитей гусеница создает замысловатый «гамак», в котором  происходит окукливание.

Хьюмер и Шмид были удивлены, узнав, что бабочки принадлежали к виду, который был широко распространен в Северной Европе, Северной Азии и Северной Америке, — болотной бабочке Lyonetia ledi . Посмотрев на ее морфологические особенности — цвет и рисунок крыльев — и сравнив его штрих-коды ДНК со штрих-кодами североевропейских особей, они смогли подтвердить его идентичность.

Однако население Энгадина находится на расстоянии более 400 км от ближайших других известных популяций, которые находятся на границе Австрии и Чешской Республики. Кроме того, этот вид обитает в северной Европе исключительно на болотах и ​​кустах гагеля — типичных для верховых болот и отсутствующих в Альпах. Однако исследователи предполагают, что в более ранние фазы холода — около 22000 лет назад — болотная поросль и альпийская роза действительно жили в периальпийских низинных средах обитания к северу от Альп. Весьма вероятно, что после последнего похолодания и таяния ледников некоторые популяции этого вида сместили предпочтения своих хозяев с болотного порта на альпийскую розу. Разделение ареалов двух растений, вызванное последующими теплыми фазами, неизбежно привело к разделению популяций моли.

Мотылек альпийских розовых листьев обитает также в крутом, выходящем на север, елово-лиственнично-сосновом лесу на высоте около 1800 м над уровнем моря. Из-за высокого снежного покрова зимой и значительной тенистости летом альпийские розы здесь не цветут. Ученые подозревают, что этот вид бабочек все еще можно обнаружить в местах с аналогичными условиями в северных Альпах, например, в соседних Тироле и Форарльберге. Поскольку бабочка, скорее всего, ведет ночной образ жизни и летает в конце года, впадая в спячку на взрослой стадии, поиск гусениц и куколок является более перспективным. Однако особый микроклимат местности в Швейцарии не предполагает, что этот вид, на который до сих пор не обращали внимания, несмотря на 250-летние исследования, широко распространен.

Отчет был опубликован в  Alpine Entomology .

Фото: eurekalert.org

 

24.11.2021

Елена Краснова

 

Источник

Нет комментариев