«Зомби» вирусы обнаружены с Сибирской вечной мерзлоте

Под прохладной арктической почвой скрывается замороженный суп из вирусов, бактерий и грибковых спор. Некоторые из этих микробов не взаимодействовали с клетками со времен, предшествовавших строительству древними египтянами пирамид Гизы около 4 500 лет назад. Однако по мере того, как изменение климата продолжает нагревать планету, эти застывшие в вечной мерзлоте микробы начинают оттаивать.

Но могут ли вновь размороженные микробы «проснуться» и заразить кого-нибудь? И насколько большую потенциальную угрозу они представляют для здоровья человека и окружающей среды? Именно эти вопросы начала изучать международная группа ученых в новом исследовании, опубликованном 18 февраля в журнале Viruses.

В лабораторных условиях ученые аккуратно разморозили микробы и секвенировали их геномы. Затем исследователи заразили клетки амеб вновь пробудившимися вирусами. Несмотря на возраст до 48 000 лет, некоторые из вирусов смогли реплицироваться внутри амеб, что привело к их разрыву и высвобождению свежих частиц вируса.

Предыдущие исследования вирусов, запертых в арктической вечной мерзлоте, были немногочисленны. Однако, по словам авторов, данное исследование опровергает старую гипотезу о том, что вечная мерзлота содержит мало жизнеспособных микробов. Помимо оживших вирусов, команда обнаружила следы множества других видов, в том числе связанных с известными человеческими патогенами, такими как вирусы оспы и герпеса.

Но если один из этих штаммов все-таки пробудится и заразит человека, современные вакцины, скорее всего, обеспечат определенную защиту. Наибольший риск, по мнению авторов, представляют неизвестные вирусы. Подобно SARS-CoV-2, патогену, вызвавшему COVID-19, эти микроорганизмы способны быстро распространиться среди населения, не имеющего естественного иммунитета, и вызвать пандемию.