Живые существа, способные выдерживать удары пуль. Кто они?

19.05.2021

Эти животные могут выдерживать температуру от -271 °С до + 170 °С . Могут пережить  космический вакуум и дозу радиации в 500 000 бэр, тогда как для человека смертельная доза составляет всего 500. Теперь исследователи подвергли этих существ ударам, сравнимым с силой летящих пуль. И они устояли. Вы уже догадались, что речь идет о самой выносливой форме жизни на Земле — тихоходках.

На проведение эксперимента ученых натолкнула печально известная история крушения израильского лунного космического аппарата «Берешит». Аппарат разбился о поверхность Луны в 2019. А позже выяснилось, что на его борту  нарду с банком данных об истории человечества, находились сотни тихоходок, заключенных в эпоксидную смолу медленного отверждения.

“Мне было очень любопытно”, — говорит Алехандра Траспас, аспирантка Лондонского университета Королевы Марии, которая руководила исследованием. — Я хотела знать, живы ли они.”

Траспас и ее руководитель Марк Берчелл, ученый-планетолог из Кентского университета, решили выяснить, могут ли тихоходки пережить столкновение с Луной и таким образом заселить спутник. Одной из их целей было провести эксперимент максимально этично. Поэтому, накормив около 20 тихоходок мхом и минеральной водой, они погрузили их в спячку — криптобиоз — в котором их метаболизм снижается до 0,1% от их нормальной активности.

Затем они помещали от двух до четырех тихоходок одновременно в полую пулю и стреляли ими из двухступенчатой легкой газовой пушки, которую часто используют в физических экспериментах. При стрельбе исследователи обнаружили, что существа могут выдерживать удары со скоростью около 900 метров в секунду (или около 3000 километров в час) и кратковременное ударное давление до предела 1,14 гигапаскаля (GPa). Выше этих цифр «они размазываются».

«Хотя считается, что посадочный модуль разбился со скоростью несколько сотен метров в секунду, ударное давление, создаваемое его металлическим каркасом при ударе о поверхность, было бы значительно выше 1,14 ГПа, — говорит Траспас. — Мы можем подтвердить, что тихоходки не выжили».

Еще одним побочным результатом исследования стали вопросы к теории, известной как панспермия и предполагающей, что некоторые формы жизни могут перемещаться между мирами, как безбилетники на астероидах, разнося жизнь по Вселенной.

“Эта статья показывает, что сложные многоклеточные животные не могут быть легко перенесены», — говорит Чарльз Кокелл, астробиолог из Эдинбургского университета, который не принимал участия в исследовании. — Другими словами, Земля — это биогеографический остров по отношению к животным. Они в ловушке, как нелетающая птица на острове.”

Траспас, однако, утверждает, что панспермия “трудна”, но не невозможна. Удары метеоритов о Землю обычно достигают скорости более 11 километров в секунду. На Марсе — не менее 8 километров в секунду. Эти скорости значительно превышают порог для выживания. Однако отдельные фрагменты метеорита имеют более низкое ударное давление, которое могла бы пережить тихоходка. А у другой формы жизни может быть еще больше шансов: некоторые микробы могут пережить удары до 5000 метров в секунду.

Новый эксперимент также имеет значение для обнаружения жизни на ледяных лунах во внешней области Солнечной системе. Например, спутник Сатурна Энцелад выбрасывает в космос потоки воды из подповерхностного океана, который может поддерживать жизнь, как и спутник Юпитера Европа. И космический корабль, вращающийся на орбите Энцелада на относительно низких скоростях в сотни метров в секунду может отобрать и обнаружить существующую жизнь, не убивая ее. Авторы исследования верят, что в будущем все так и случится.

Источник https://science.sciencemag.org