В структуре мозга обнаружен неизвестный ранее защитный слой

06.01.2023

Ученые Университета Копенгагена и Университета Рочестера выявили слой ткани в мозге, выполняющий защитные функции. Эта тонкая и нежная мембрана толщиной всего в несколько клеток, видимо, своеобразная платформа, с которой иммунные клетки контролируют мозг на наличие инфекций и воспалений. Также этот слой ткани помогает глимфатической системе выводить отходы жизнедеятельности мыслительного органа — токсичные белки, связанные с болезнью Альцгеймера и другими нейродегенеративными заболеваниями.

Исследователи назвали свое открытие  субарахноидальной LYmphatic-подобной мембраной (SLYM). Структура находится между двумя другими мембранами, защищающими мозг. Она делит субарахноидальное пространство  на две части. Таким образом, общее количество известных ученым мембран, покрывающих наш мозг, теперь четыре. SLYM, считают ученые, действует как барьер для молекул в  мозговой жидкости. Его размер сравним с очень маленьким белком.

Иллюстрация, показывающая SLYM между двумя мембранами между мозгом и черепом.

«Открытие новой анатомической структуры, которая разделяет и помогает контролировать поток спинномозговой жидкости в головном мозге и вокруг него, позволяет нам гораздо лучше оценить сложную роль, которую ЦСЖ играет не только в транспортировке и удалении отходов из мозга, но также и в поддержке его иммунной защиты», — говорит один из исследователей нейробиолог  Рочестерского университета Майкен Недергаард.

Исследование  опубликовано в журнале Science .

Изображение: sciencealert.com