Исследование: употребление алкоголя зависит от белка, связанного с циркадными ритмами

12.01.2022

Один из самых частых вопросов после длинных новогодних праздников — «Почему мы столько пьем?» Возможно, ответ на этот вопрос удалось найти группе исследователей, в которую входили в том числе и специалисты канадского Университета Конкордия. Ученые обнаружили, что потребность в алкоголе связана с определенным белком в передней части мозга, который отвечает помимо прочего за принятие решений и восприятие вознаграждения.

Bmal1  является неотъемлемым элементом супрахиазматического ядра — главных циркадных часов, выявленных у всех млекопитающих. Ядро регулирует циклы сна-бодрствования. Предыдущий анализ ассоциации «часовых» генов выявил потенциальную роль Bmal1 в алкогольном поведении. Теперь исследователи выдвинули гипотезу, что Bmal1 может влиять на потребление алкоголя в зависимости от пола.

Исследование проводилось под руководством Нурии де Завалиа, научного сотрудника и руководителя лаборатории Центра исследований поведенческой нейробиологии Университета Конкордия, под руководством Шимона Амира, профессора психологии и заслуженного профессора-исследователя университета. Соавторами являются научный сотрудник Конрад Шеттнер, студент бакалавриата Джори Голдсмит, научный сотрудник Павел Солис, выпускница Сара Ферраро и научный сотрудник Габриэль Пэрент.

Исследователи создали две линии мышей, используя методы молекулярной биологии. У одной линии грызунов был удален ген Bmal1 из средних шипиковых нейронов стриатума, однако он остался в других частях тела, так как играет критическую роль в циркадных часах. Другая линия животных использовалась в качестве контрольной группы.

Ученые обнаружили, что самцы с удаленным из полосатого тела геном Bmal1 потребляли больше алкоголя, чем те, у кого он не был удален, в то время как у женщин результаты были прямо противоположными Хотя обычно самки грызунов употребляют больше алкоголя на массу тела, чем самцы.

«Основной вывод, который мы можем сделать из этого, заключается в том, что у женщин Bmal1 в стриатуме связан с риском, поскольку они потребляют больше алкоголя, когда присутствует этот ген, — отметил руководитель исследования Шимон Амира  —  профессор психологии Университета Конкордия. — У самцов этот ген является защитным, благодаря ему они пьют меньше алкоголя. Половые различия, которые мы видим у обычных мышей, исчезают, когда ген удаляется из полосатого тела».

Амир отмечает, что делеция (удаление) гена не влияет ни на употребление сахара, ни на циркадные ритмы.

Исследователи считают, что их открытие может помочь в лечении алкогольной зависимости у людей. Например, женщины сообщают о меньших, чем мужчины, употреблении алкоголя и зависимости от него, но они больше страдают от неблагоприятных последствий принятия алкоголя и зависимости.

«До сих пор ограниченные биологические и фармакологические методы лечения алкогольной зависимости не различали мужчин и женщин, несмотря на то, что между полами существуют значительные различия в поведении, связанном с употреблением алкоголя, — говорит Амир. — Обнаружив механизмы полового диморфизма, специалисты по лечению алкоголизма и наркомании могли бы в конечном итоге использовать эти знания для разработки лечения на основе половых различий».