Ученые: уральские трутовые грибы подавляют рост раковых клеток

04.08.2020

Трутовые грибы (растут на древесине) обладают антиоксидантными свойствами, проявляют стимулирующее или ингибирующее действие на разные процессы в клетках, в частности, могут подавлять раковые клетки. Открытие совершили сотрудники Центра фундаментальной биотехнологии и биоинженерии УрФУ, которые изучили биологическую активность и химический состав нескольких десятков видов уральских трутовых грибов.

Химический состав исследовали с сотрудниками лаборатории натуральных лекарств профессора Чао Мей Ма из Университета Внутренней Монголии (г. Хух-Хото, Китай).

«Профессор Ма — один из мировых лидеров в исследовании химического состава природного сырья. Ее лаборатория занимается поиском новых активных биомолекул в сырье традиционной медицины Китая, — поясняет заведующая кафедрой экспериментальной биологии и биотехнологий УрФУ Ирина Киселева. — В партнерстве с китайскими коллегами доцент нашей кафедры Александр Ермошин во время стажировки в Университете Внутренней Монголии изучил химический состав более десятка видов дереворазрушающих грибов, произрастающих на Среднем Урале. Химический состав уральских видов сравнили с составом распространенной в России чаги и широко применяемой в китайской медицине ганодермы, обладающей противораковыми свойствами».
В результате исследования ученые выявили, что все изученные виды грибов содержат молекулы терпеноидной и стероидной природы. Терпеноиды и стероиды — классы химических соединений с широкими функциями, многие из них проявляют разнообразную биологическую активность. К терпеноидам, например, относятся некоторые растительные гормоны, к стероидам — животные. Стеролы являются частью мембран клеток любых организмов — и у животных, и у растений. Терпеноиды — исключительно разнообразный класс соединений, синтезируемый, преимущественно, растениями, например, это летучие ароматические вещества, каротиноиды, витамин Е и другие. Грибы, как выяснилось, синтезируют и те, и другие соединения. Кроме того, ученые выяснили, что трутовые грибы содержат незаменимые аминокислоты, фенолы, флавоноиды.

Биологическую активность трутовых грибов изучает директор департамента биологии и фундаментальной медицины Мария Улитко. В результате исследований биологи обнаружили, что экстракты грибов не токсичны для нормальных клеток человека, при этом ряд образцов подавлял рост раковых клеток in vitro. Александр Ермошин и Ирина Киселева выявили высокую антиоксидантную активность трутовых грибов, а также их способность стимулировать ранние этапы роста растений.

«Существует мнение, что методы народной медицины или неэффективны, или уступают в эффективности достижениям современной фармацевтики, однако такое представление о фито- и фунготерапии не совсем верно. Растения и грибы обладают удивительно разнообразным вторичным метаболизмом. Многие из молекул, которые имеются в их клетках, синтезировать даже в лабораторных условиях практически невозможно из-за сложной архитектуры молекул, не говоря о промышленных масштабах», — поясняет Александр Ермошин.
На основе этого гриба фармацевтическая промышленность выпускает ряд препаратов, используемых в комплементарной терапии рака, а также в качестве профилактических средств. Это один из немногих примеров использования в нашей стране макроскопических грибов в медицине. В целом в мире используют в качестве лекарственного сырья еще десяток базидиальных грибов, при этом их видовое разнообразие в природе гораздо выше.

«Все эти факты дают надежду на то, что в дальнейшем мы сможем выявить отдельную молекулу или группу молекул, перспективных для использования в медицине, например, в противораковой терапии, а также как регуляторов роста растений, — полагает биолог. — Это делает необходимым и важным изучение биологической активности трутовых грибов Среднего Урала и последующую разработку биотехнологических приемов культивирования перспективных видов».

Отметим, ученые Центра фундаментальной биотехнологии и биоинженерии УрФУ проводят исследования, направленные на поиск биологически активных веществ (БАВ) природного происхождения. В качестве источников БАВ, помимо традиционно используемых в этих целях растений, ученые изучают трутовые грибы.

Многие БАВ природного происхождения по сей день используются как лекарства и являются «золотым стандартом». Например, морфин, который выделяют из мака снотворного. Именно с ним сравнивают вновь синтезированные молекулы по силе анестезирующего действия. Или, к примеру, сироп корня солодки входит в большинство современных микстур от кашля, экстрактами пустырника и валерианы.

Пресс-служба Уральского федерального университета