Тренеры божьих коровок. Насекомые помогут бороться с вредителями растений

Кольский научный центр — единственный научно-исследовательский центр Российской академии наук, географически расположенный в Арктике. В нем есть подразделение, где разрабатывают биологические методы защиты растений от вредителей, — это инсектарий Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А.Аворина. Его создали, когда более десятка тепличных комбинатов и совхозов Мурманской области старались обеспечить северян местными овощами. Однако выращиваемым в теплицах овощам досаждали паутинные клещи, тли, трипсы и другие вредители. Ядохимикаты, применяемые для борьбы с ними, со временем становились малоэффективными и, главное, накапливались в сельскохозяйственной продукции. Тогда ученые провели исследования и доказали принципиальную возможность защиты тепличных культур на Кольском полуострове биологическими методами. Пионером этой работы в ПАБСИ стала научный сотрудник Нина Вершинина.

Начала Нина Петровна с хищного клеща фитосейулюса, питающегося… клещами. Испытывали разные виды этих энтомоакарифагов (борцов с вредными насекомыми) и в Санкт-Петербурге, и в Смоленске, отправляли и в более южные регионы. Постепенно создали целую коллекцию культур ПАБСИ.

Применение энтомофагов культур ПАБСИ изменило ситуацию в оранжерее: до минимума снизилась плотность заселения вредителями, сократились период появления и сроки предупреждения массового размножения фитофагов. Повреждаемых растений стало значительно меньше, а остальным удается обеспечить нормальные условия роста и развития.
Последние пять лет сотрудники инсектария ищут подходящие энтомофаги среди аборигенных растений Мурманской области. Например, семиточечную божью коровку разводят в инсектарии с лета 2019 года. Стартовая популяция составляла 11 имаго: семь нашли на территории сада, а еще четыре — на экспериментальном участке в городе Апатиты. Популяцию ежегодно обновляют насекомыми из природы Мурманской и Ленинградской областей. Клопа антокориуса, попавшего в теплицу из природы, сотрудники ПАБСИ также планируют научить защищать оранжерейные растения.

В инсектарии работают всего четыре человека, которые с большой заботой относятся к своим подопечным: регулярно обновляют культуры вредителей-фитофагов, имеют в распоряжении растения, которыми те питаются в разной стадии развития. Задача — приучить насекомых-хищников к разной температуре и освещенности, адаптировать их популяцию трудиться в условиях коллекционной оранжереи, агрофирмы или хозяйствах огородников-любителей.

Пресс-служба Кольского научного центра