Щенки с рождения настроены на общение с людьми

04.06.2021

Утверждение, что «собака – лучший друг человека», получило научное объяснение. Ученые Аризонского университета (США) пришли к выводу, что щенки уже рождаются с навыками социального общения. В исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, говорится о том, что собаки демонстрируют свою способность к взаимодействию уже к возрасту 8 недель.

«Раньше уже были доказательства того, что взрослые собаки обладают социальными навыками, но наше исследование доказывает, что щенки — как и люди — биологически подготовлены к взаимодействию в обществе», — рассказала руководить исследования Эмили Брей.

Чтобы прийти к этому заключению, группа ученых несколько лет наблюдала за собаками-компаньонами и служебными собаками, помогающим людям с ограниченными возможностями здоровья. С 2017 по 2020 годы исследователи протестировали 375 щенков, учитывая родословную каждого испытуемого. Оказалось, что способность собак к общению на 40% зависит от их генов.

«Люди долгое время пытались понять, чем же объяснить способность собак к общения с человеком – биологией или обучением, — рассказл соавтор исследования, антрополог  Эван Маклин, —  Мы обнаружили, что в поведении собак есть определенно сильный генетический компонент, и щенки с рождения настроены понимать людей».

В одном из тестов исследователи прятали лакомство в перевернутой чашке, а потом указывали на нее пальцем, чтобы понять, умеют ли щенки следовать жестам и взглядам человека. В другом, так называемом «неразрешимом» задании,  щенкам предлагали лакомство в закрытых контейнерах. После чего наблюдали, как часто животные обращались за помощью к человеку, чтобы тот помог им достать угощение. Интересно, что задания первого типа, когда надо было реагировать на физические и вербальные сигналы людей, большинство щенков выполнило успешно. А вот с «неразрешимой» задачей справились далеко не все. Ученые сделали вывод, что щенки с рождения знают, как реагировать на общение, инициированное человеком, а вот способность выступать инициаторами такого общения появляется позже.

«В исследованиях взрослых собак мы обнаруживаем тенденцию к тому, что они обращаются за помощью к людям. Волки, например, так не делают. Они будут упорствовать и пытаться самостоятельно решить проблему, в то время как собаки, скорее всего, обратятся за помощью к социальному партнеру, — поясняет Эмили Брей. – Это похоже на того, как развиваются дети человека. Сначала они понимают, что им говорят. И только потом могут сами физически произнести слова. Так же и со щенками».

В планах ученых идентифицировать конкретные гены, которые определяют способности собак общаться с людьми. Тогда еще до рождения щенка можно будет понять, годится ли он на роль собаки-помощника.

Фото из открытых источников