Scientific Reports: тихоходки способны путешествовать «автостопом» на улитках

15.04.2022

Тихоходки — удивительные существа. На нашей планете они появились еще тогда, когда не было динозавров, пережили все ледниковые периоды и падения метеоритов, оказавшись самыми живучими на Земле. Эти беспозвоночные способны выдержать радиацию в 1000 раз более сильную, чем может перенести человек. Вакуум космического пространства для них тоже не смертелен. Они могут жить практически везде, где есть жидкая вода: в океанах, реках и озерах, а также в сырых зарослях лишайников и мхов, которые растут на камнях и деревьях. Микроскопические существа известны также как водяные медведи или моховые поросята.

Новое исследование, опубликованное 14 апреля в журнале Scientific Reports, показало: восьминогие очаровательно пухлые тихоходки способны «ездить» на улитках, передвигающихся по земле. Медлительные улитки — «транспорт» сомнительный, но с их помощью тихоходки в любом случае могут путешествовать дальше, чем могли бы самостоятельно, и это помогло им расселяться все в новых местах. Однако слизистое покрытие улиток часто оказывалось фатальным для «наездников»-тихоходок.

«Проверив доступную литературу, мы обнаружили, что эта тема почти не исследована, — отметила ведущий автор работы Зофия Ксенжкевич-Парульска, доцент Института экологической биологии Университета Адама Мицкевича (UAM) в Польше. — Единственное предшествующее исследование по этому вопросу, датируемое более 55 лет назад, описывает наблюдения тихоходок, которые путешествовали, катаясь внутри улиток после того, как их съели, а затем выходили в фекалиях моллюсков».

Чтобы проверить свою гипотезу о тихоходках, путешествующих автостопом, ученые собрали лесных улиток (Cepea nemoralis) и тихоходок Milnesium inceptum ; эти два вида сосуществуют в наземных экосистемах Западной Европы, и оба наиболее активны во влажных условиях. Исследователи сообщили, что раковины лесных улиток имеют диаметр до 22 мм, что делает моллюсков хорошими кандидатами на «перевозку» тихоходок.

В своих экспериментах ученые посылали улиток ползать по каплям воды и кусочкам мха, содержащим тихоходок, чтобы посмотреть, сколько микроскопических существ они соберут. Тихоходки в активном состоянии легко прилипают к покрытым слизью телам улиток во время коротких поездок. Так улитки перевезли 38 тихоходок-автостопщиков из капель воды и собрали 12 тихоходок-наездников из мха.

Но был и один недостаток, который оказался смертельно опасным для крошечных тихоходок — липкая слизь улиток, когда она высыхала на крошечных телах водяных медведей. Через 24 часа ученым удалось оживить лишь 34% тихоходок из всех погибших, покрытых засохшей слизью. Для сравнения: из тех существ, которые погибали, но не от слизи,  98% становились полностью активными после регидратации.

Слизь улитки в основном состоит из воды, но она быстро высыхает, не пропуская воздух, и тихоходи задыхаются. Затвердевая на тихоходках, слизь заставляла их замереть навсегда в «очень странных позах», отмечают ученые.