Российские биологи с помощью гормона сна защищают растения от загрязнений

16.06.2021

Учёные Биологического института Томского государственного университета тестируют возможности гормона сна мелатонина для защиты сельскохозяйственных культур от различных повреждающих факторов, таких как холод, засуха, засоление, биопатогены, тяжелые металлы и прочее. Промежуточные результаты исследований показали, что мелатонин повышает стрессоустойчивость растений, усиливая эффективность их антиоксидантной системы. Это свойство делает его перспективным для разработки новых биотехнологий и применения их в агропромышленном комплексе. Проект выполняется при грантовой поддержке РФФИ.

«Мелатонин довольно «молодой» гормон, – объясняет исполнитель проекта, аспирантка кафедры физиологии растений, биотехнологий и биоинформатики БИ ТГУ Елена Данилова. – В 1995 году мелатонин был найден в растениях. В 2018 году был открыт его первый рецептор, поэтому экспериментировать с гормоном сна как с инструментом для защиты растений исследователи начали лишь несколько лет назад. Но уже установлено, что мелатонин демонстрирует антиоксидантный, иммуностимулирующий и антистрессорный эффект не только у людей, но и у растений. Это делает его перспективным для решения проблемы загрязнения почв и растений».

Например, большой проблемой для окружающей среды, включая сельхозугодия, является высокая концентрация тяжелых металлов в почвах – из-за выбросов промышленных предприятий, использования удобрений и неправильной очистки сточных вод. Зерновые – одни из самых востребованных сельскохозяйственных растений – часто подвержены негативному воздействию избыточного содержания металлов в почве.

В рамках проекта РФФИ биологи ТГУ тестируют защитный потенциал мелатонина на двух наиболее популярных сельхозкультурах – ячмене и картофеле. Их проростки обрабатывают водным раствором фитомелатонина. Затем учёные исследуют отклик растения, который происходит на молекулярно-генетическом, клеточном и организменном уровнях. В частности, оцениваются морфологические показатели, состояние и функциональная активность фотосинтетического аппарата, реакция на окислительный стресс (нарушение жизни клетки активными формами кислорода) и осмотический (недостаток влаги) статус.

«Как показали эксперименты, эффективность мелатонина проявляется не только при длительном воздействии, но и при кратковременном, – говорит Елена Данилова. – Данный факт позволит снизить трудоемкость и себестоимость технологии применения агропрепаратов в АПК».

Добавим, что научным соруководителем молодого ученого ТГУ выступает заведующий отделом физиологических и молекулярных механизмов регуляции процессов онтогенеза и адаптации Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН, член-корреспондент РАН Владимир Кузнецов – один из ведущих российских учёных, занимающихся исследованием процессов адаптации растений к стрессу природного и техногенного происхождения.