Прозрела мышь. Перезапуск молекулярного хронометра вернул пожилым грызунам способность видеть

Исследователи из Гарвардской медицинской школы в Бостоне восстановили зрение у пожилых мышей и мышей с повреждением нервов сетчатки, убедившись при этом, что им удалось отменить тысячи химических модификаций, накапливающихся на ДНК по мере старения клеток. Работа опубликована в Nature.

Специалисты подчеркивают, что исследования проведены пока только на мышиных глазах. Старение затрагивает организм разнообразно, и среди множества механизмов на пути к нему выделяется один, связанный с добавлением, удалением или изменением химических групп, таких как метильные группы, на ДНК. Эти изменения называются эпигенетическими и накапливаются с возрастом, что может быть использовано для калибровки биологических часов, отмеряющих биологический возраст. Этот возраст учитывает износ организма и может отличаться от хронологического. Иными словами, эпигенетические изменения — показатель старения организма.

«Мы задались вопросом: если эпигенетические изменения являются движущей силой старения, можно ли перезапустить эпигеном, можно ли обратить вспять эти часы?» — цитирует одного из соавторов публикации, Дэвида Синклера, знаменитого гарвадского исследователя процесса старения, Nature News.

Предпосылками для нынешней работы было исследование Хуана Карлоса Исписуа Бельмонте из Института биологических исследований Солка в Калифорнии с коллегами, проведенное на генно-инженерных ускоренно стареющих мышах. Им вносили четыре гена, известные как факторы Яманаки, перепрограммирующие взрослые клетки в плюрипотентные, подобные эмбриональным. Ученые воздействовали на регуляцию этих генов, «включая» и «выключая» их и тем самым замедляя или ускоряя старение. При замедлении старения проанализированные эпигенетические метки были характерными для молодых животных.

В лаборатории Синклера взяли три гена, ранее использованных Бельмонте, и внесли их в глаза мышей. Дело в том, что способность к регенерации компонентов центральной нервной системы у млекопитающих утрачивается на ранних стадиях развития, а потому восстановление эпигенетического статуса, свойственного молодому животному, в нервах сетчатки глаза показательно. Внесенные гены «включали» с помощью некого препарата, добавляемого мышам в воду, а отключали, убирая этот препарат. По словам ведущего автора статьи Юань-Чэн Лу, когда он впервые увидел прорастающий через клетки поврежденного мышиного глаза нерв, у него перехватило дыхание.