Венгерские ученые выяснили, почему собаки наклоняют голову, когда слушают хозяина

Иногда, когда мы разговариваем с нашими собачьими компаньонами, они очаровательно склоняют головы набок.

Хотя вопросительный наклон головы собаки может свидетельствовать о недоверии или замешательстве, на самом деле этот жест может быть признаком концентрации и повышенного внимания, говорится в новом исследовании.

Ученые изучили, насколько хорошо 40 собак разных пород могут запоминать названия различных игрушек, а затем вспоминать эту информацию, чтобы достать  конкретные игрушки в ответ на команды их владельцев. Большинство щенков не смогли выучить названия игрушек, но семь бордер-колли блестяще выполнили это задание.

Исследователи  определили эту группу как «имеющую дар к изучению слов», а также обнаружили, что у семи колли было что-то общее: все они наклоняли головы гораздо чаще, чем их менее способные коллеги. Одаренные ученики наклоняли головы в 43 процентах случаев, в то время как остальные 33 собаки делали это всего в 2 процентах случаев.

«Похоже, что существует взаимосвязь между успехом в извлечении названной игрушки и частыми наклонами головы «, — говорит Шани Дрор, исследовательница познания животных в Университете Этвеш Лоранд в Венгрии, которая была соавтором исследования, — Вот почему мы предлагаем связь между наклоном головы и обработкой релевантных и значимых стимулов».

По словам авторов, это первое исследование, посвященное изучению поведения при наклоне головы у собак.

В первом из трех экспериментов исследователи попросили 40 владельцев собак тестировать своих питомцев раз в месяц в течение трех месяцев. Каждый владелец учил свою собаку названиям двух игрушек, а затем просил животное принести одну из соседней комнаты. Игрушки оставались неизменными в течение всего периода.

Колли, которые смогли выучить названия игрушек (одаренные ученики), были включены в следующий эксперимент (одна собака к тому времени умерла, так что участников осталось шесть). В эксперименте владельцы тестировали одаренных колли таким же образом, как и собак из первого эксперимента, но с 13 игрушками. Одна из колли, Виски, вернула правильную игрушку 54 раза из 59. Двое других были успешны более чем в 90 процентах случаев. У остальных трех показатели успеха составляли от 57 до 75 процентов.

Затем в третьем эксперименте шесть одаренных колли показали, что они могут выучить 12 новых названий игрушек за одну неделю, а затем помнить названия не менее двух месяцев.

«Мы знаем, что собаки могут легко выучить слова, связанные с действиями, такими как «сидеть» или «лежать». Но очень немногие собаки могут выучить названия предметов», — сказала Дрор.

Только одаренные собаки, которые хорошо справлялись с заданиями по поиску игрушек, последовательно наклоняли головы, услышав словесную команду. Это привело команду Дрор к выводу, что жест связан с попытками колли разобрать значение слова. Наклон может указывать на то, что колли мысленно сопоставляют название игрушки, которое они слышат, с визуальным изображением, хранящимся в их памяти.

Подобно тому, как люди бывают правшами или левшами, одаренные колли тоже склоняли головы то в одну, то в другую сторону. Их любимая сторона оставалась неизменной на протяжении всех трех экспериментов, и положение владельцев собак перед ними не влияло на направление наклона.

Для исследователей эта последовательность может быть дополнительным доказательством того, что собаки наклоняют головы, когда уделяют пристальное внимание задаче.

Хотя в исследовании рассматривались только «одаренные» бордер-колли, авторы предположили, что талант к изучению и запоминанию названий объектов присущ не только этой породе. Дрор рассказала, что ее группа также отметила мастерство немецкой овчарки, пекинеса,  мини-австралийской овчарки и йоркширского терьера.

03.11.2021