По следу вируса. Определены пути распространения энцефалита

20.06.2020

Ученые Сеченовского университета вместе с коллегами из нескольких российских институтов проанализировали данные о структуре РНК образцов вируса клещевого энцефалита. В работе приняли участие также сотрудники НИИ медицины труда, Института полиомиелита и вирусных энцефалитов и МГУ им. М.В.Ломоносова. Полученный участниками проекта объем данных (намного больший, чем в других исследованиях) позволил оценить возраст подтипов вируса и проследить его распространение в Евразии. Результаты исследования опубликованы в журнале Viruses.

Выделяют три подтипа вируса: дальневосточный, сибирский и европейский. Каждый из них преобладает в регионе, по которому назван, хотя это деление довольно условное — случаи заражения сибирским подтипом наблюдались в Прибалтике и на Сахалине, а европейским — в Южной Корее и на Алтае. В последние годы область распространения вируса расширяется за счет более северных регионов (Кольского полуострова, Архангельской области) и горных областей (в Центральной Европе и Италии), в 2019 году впервые были зафиксированы случаи заражения в Великобритании и Нидерландах.

Чтобы своевременно реагировать на появление вируса на новых территориях, необходимо понимать, что влияет на его распространение и эволюцию. Авторы статьи использовали GenBank — базу данных, в которой хранятся более 200 миллионов нуклеотидных последовательностей РНК и ДНК различных организмов. Данные для архива поставляют ученые разных стран.

С помощью компьютерных алгоритмов исследователи сравнили РНК вирусов, обнаруженных в разные годы на территории нескольких стран. Зная «расстояние» (долю отличающихся нуклеотидов) между образцами и дату их получения, можно оценить время расхождения видов или разделения вида на подтипы. Этот метод основан на предположении о том, что последовательность нуклеотидов у одного вида меняется примерно с постоянной скоростью, и называется методом молекулярных часов. С его помощью ученые оценили возраст ближайшего к нашему времени общего предка для каждого из подтипов. Результат (около 700 и 900 лет для сибирского и дальневосточного подтипов соответственно) согласуется с более ранними исследованиями, возраст же европейского подтипа (около 1600 лет) был оценен впервые после обнаружения вируса в Нидерландах.

Исследователи также попытались ответить на вопрос, каким образом генетически близкие вирусы одного подтипа оказывались в разных странах на расстоянии в тысячи километров друг от друга. Здесь возможно несколько объяснений. Во-первых, вирусы (или зараженные им клещи) могут перемещаться на большие расстояния вместе с животными, например, перелетными птицами или летучими мышами. Во-вторых, переносу вируса способствует деятельность человека: перевозка скота или расселение на новых территориях животных, пригодных для охоты.

«Самым важным результатом работы стало то, что большинство событий распространения вируса произошло в последние три-четыре века, во многих случаях мы наблюдали его переносы на тысячи километров в последние 50-100 лет. А в Европе вирусы вообще полностью перемешались за последние 100-200 лет, — рассказал один из авторов работы, директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний Сеченовского университета Александр Лукашев. — Это позволяет рассматривать клещевой энцефалит как высокодинамичное заболевание, возникающее во многих регионах, и говорить об антропогенном факторе (распространении в результате перевозки зараженных клещей вместе с домашними и дикими животными) как одном из основных механизмов расширения ареала вируса».

Пресс-служба Сеченовского университета