Они возвращаются! Пернатым уютно в восстановленной экосистеме

Мухоловка-пеструшка — мелкая «воробьиная» птица, которая красиво поет. А еще она может многое поведать о состоянии окружающей среды. В этом убеждены сотрудники Института экологии растений и животных УрО РАН доктор биологических наук Евгений Бельский (лаборатория экотоксикологии популяций и сообществ) и Андрей Ляхов (лаборатория экологии птиц и наземных беспозвоночных), многие годы исследующие обширные зоны поражения экосистем вблизи Среднеуральского и Карабашского медеплавильных заводов — некогда наиболее «грязных» предприятий Свердловской и Челябинской областей. В последние десятилетия благодаря модернизации заводов их промышленные выбросы сократились, и теперь можно выявить закономерности естественного восстановления экосистем. По результатам 30-летнего ежегодного мониторинга за гнездованием мухоловки-пеструшки в районе воздействия атмосферных выбросов Среднеуральского медеплавильного завода ученые опубликовали статью в ведущем международном журнале Environmental Pollution.

— Валовые выбросы в атмосферу Среднеуральского медеплавильного завода к настоящему времени снизились в 50 раз по сравнению с концом 1980-х годов, что заметно даже невооруженным глазом, — рассказал «Поиску» Евгений Бельский. — По идее, сокращение промышленного загрязнения должно приводить к росту популяций живых организмов и улучшению их репродуктивных показателей. На протяжении трех десятилетий мы ежегодно регистрировали популяционные параметры мухоловки-пеструшки. Этот вид охотно заселяет искусственные гнездовья (синичники), что делает его удобным объектом исследований. Еще одно его преимущество по сравнению с другими видами связано с тем, что в период гнездования такие птицы занимают небольшую территорию (менее 1 га), поэтому подвержены воздействию локальных природных и антропогенных факторов. Мы фиксировали сроки гнездования, количество откладываемых яиц и слетков, то есть вылетающих из гнезд птенцов. Количество слетков на гнездо — итоговый показатель, позволяющий ответить на вопрос, способна ли локальная группировка птиц воспроизводить себя или существует за счет притока особей с других территорий.

Ученые развесили синичники в разных участках леса: в зоне сильного (1-2 км от завода), умеренного загрязнения (4-6 км, окрестности деревни Хомутовка) и на незагрязненной (контрольной) территории (16-27 км, окрестности поселка Дружинино). Выяснилось, что на загрязненных участках мухоловки-пеструшки начинают гнездоваться позже, чем на контрольных, откладывают меньше яиц и выкармливают меньше птенцов. За три десятилетия гнездование сдвинулось на более ранние сроки на всех участках — скорее всего, из-за потепления климата. Но главный вывод в том, что за весь период наблюдений количество яиц и слетков в зоне сильного загрязнения возрастало, когда промышленные выбросы резко сократились (после 2010 года). Однако репродуктивные показатели птиц вблизи завода пока не достигли контрольного уровня.

Еще один результат работы — сравнение смертности потомства на двух стадиях: насиживания яиц и выкармливания птенцов. Встречаются яйца, из которых птенцы не вылупляются: они либо имеют дефекты скорлупы, либо не оплодотворены, либо эмбрионы в них погибают. Кроме того, часть птенцов может не доживать до вылета из гнезда, например, из-за нехватки корма, плохих погодных условий или заражения паразитами. Смертность потомства наиболее велика в период насиживания кладок. Особенно в зоне сильного загрязнения.

Восстановление популяций птиц на территориях вокруг промышленных предприятий после прекращения выбросов может растянуться на многие десятилетия, убеждены ученые. Ведь для этого необходимо не только снижение собственно загрязнения, но и восстановление местообитаний, в том числе растительного покрова и беспозвоночных животных, которыми питаются птицы.

Подготовила Елена ПОНИЗОВКИНА