Из-за различия половых хромосом женщины живут дольше, чем мужчины

07.03.20

У многих млекопитающих, в том числе людей, самки живут дольше самцов. Австралийские ученые предположили, что продолжительность жизни самцов и самок у различных видов животных зависит от состава половых хромосом. Носители одинаковых половых хромосом, живут дольше тех, у кого они разные. Эта теория объясняет, почему продолжительность жизни женщин (с набором хромосом XX) выше, чем у мужчин (XY).

А вот у птиц наоборот, именно самцы являются носителями одинаковых хромосом — у самцов пернатых две Z-хромосомы. Половые хромосомы самок состоят из одной Z-хромосомы и одной W-хромосомы.

Сообщается, что гермафродитов и виды, у которых пол определяется температурой среды во время эмбрионального развития, в анализ не включили. Результаты исследования, наличие парных половых хромосом увеличивает продолжительность жизни в среднем на 17,6% по сравнению с теми, у кого эти хромосомы разные или же в геноме присутствует всего одна половая хромосома.

Вторая копия половой хромосомы является запасной в случае мутаций. Однако если копии будут разными, любая мутация в половой хромосоме сразу проявится. Возможно, именно это и происходит в клетках самцов млекопитающих и самок птиц, в результате чего продолжительность их жизни сокращается.

Как говорят ученые, состав половых хромосом — это не единственный фактор, определяющий продолжительность жизни самцов и самок. Если и считать закономерностью более долгую жизнь представителей с одинаковыми хромосомами, то с большими оговорками и исключениями.