«Ныряют с аквалангом». Ящерицы используют метод повторного дыхания

25.05.2021

Анолисы — это род ящериц, которые живут во влажных тропических лесах. Как правило, они ведут наземный образ жизни, но есть и полуводные. Этими пресмыкающимися заинтересовалась команда биологов-эволюционистов из Университета Торонто. Ученые заметили, что прячась от хищников, коста-риканские анолы могут находиться под водой до 16 минут, и решили выяснить, как им это удается. Вывод исследователей: ящерицы выдыхают воздух в пузырь, находящийся возле мордочки, чтобы использовать его повторно.

«Мы обнаружили, что полуводные анолы выдыхают воздух в пузырь, который цепляется за их кожу, — считает ведущий автор Крис Бочча, недавно окончивший магистратуру Университета Торонто. Затем ящерицы снова вдыхают воздух — маневр, который мы назвали «повторным дыханием»».

Ученые изучили 6 видов полуводных анолисов. Выяснилось, что все они умеют дышать повторно, хотя близкого родства между ними нет. Исследователи не ожидали увидеть такую способность у анолисов, в то время как она хорошо известна у многих водных членистоногих — водяных жуков, например.

«Обнаружение того, что разные виды полуводных анолов эволюционно сблизились, чтобы извлекать кислород из своих повторно вдыхаемых пузырьков воздуха, приводит к другим волнующим вопросам, — говорит Линдси Свиерк, доцент биологических наук в Бингемтонском университете. — Например, скорость потребления кислорода из пузыря уменьшается, чем дольше погружается анол, что, возможно, можно объяснить снижением скорости метаболизма анола с увеличением времени погружения».

Ученые считают, что возможность повторного дыхания у ящериц появилась благодаря гидрофобной коже. Она отталкивает воду, пузырьки воздуха под водой цепляются за нее. И образуется пузырь, который пресмыкающиеся используют для дыхания, как акваланг.

«Повторное дыхание никогда не рассматривалось как потенциальный естественный механизм подводного дыхания у позвоночных. Но наша работа показывает, что это возможно», — говорит доцент Люк Малер, научный руководитель диссертации Бочча.

Механизм работы пузыря пока до конца неясен. У исследователей есть несколько версий, одна из них — та, где пузырек выступает в роли резервуара для воздуха, дополняя им воздух, который поступает из легких.  Вторая: возможно, процесс повторного дыхания облегчает использование воздуха из носовых ходов, рта и трахеи анола, который в противном случае ящерица не использовала бы для дыхания. Третья: пузырь — это «жабры», которые поглощают кислород из воды.

ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ:

Сад древних животных обнаружил рейнджер в предгорьях Калифорнии

Космические приборы зафиксировали 17 мощных вспышек на поверхности Солнца

Вице-президент РАН Алексей Хохлов о третьей волне пандемии