Названы эффективные эфирные масла для создания противогрибковых препаратов

08.10.20

Биотехнологи Белгородского госуниверситета оценили влияние натуральных масел лекарственных растений на фитопатогенные штаммы плесневых грибов. Исследование проводилось в рамках НОЦ «Инновационные решения в АПК». Для защиты растений от грибков сегодня используют химические фунгициды, которые представляют угрозу живым организмам и способны циркулировать в глобальном круговороте до ста лет. Однако ученые отмечают, что на сегодняшний день, прежде всего ввиду экологизации сельскохозяйственного производства, существует острая необходимость поиска безопасных средств защиты растений. Наибольшую опасность для сельскохозяйственных растений и урожая в целом представляют плесневые грибы альтенария и кладоспориум. Так, в Белгороде пять лет назад индекс развития альтернариоза достиг 45%, в результате чего растения начали отмирать или терять семенную продуктивность, а дефицит урожайности составил 12%.

В ходе исследования, проведенного на базе кафедры биотехнологии и микробиологии НИУ «БелГУ» под руководством доцента кафедры кандидата сельскохозяйственных наук Юлии Куркиной, была изучена эффективность использования эфирных масел лекарственных растений в качестве основы биофунгицидов – экологически чистых средств защиты растений.

В рамках лабораторного эксперимента на примере пораженных плесневыми грибами листьев овощных бобов биотехнологи изучили противогрибковую активность аптечных образцов натуральных эфирных масел, так как в них очень высоко содержание дубильных веществ, флавоноидов и прочих веществ, имеющих фитонцидные свойства. Были исследованы масла полыни, гвоздики, кориандра, лаванды, базилика, аниса, розмарина и чабреца.

По предложенной нами 5-балльной шкале мы высоко оценили фунгицидное действие на оба штамма фитопатогенов только трех масел – базилика, кориандра и чабреца. В их присутствии колонии фитопатогенов вообще не росли. Остальные эфирные масла, хотя и обладали фунгистатическими свойствами (способностью останавливать рост гриба), в значительной степени проявляли видовую специфичность по отношению к плесеням,

– комментирует результаты исследования Юлия Николаевна.

Для дальнейших исследований в области создания биопрепаратов для защиты растений от альтернариоза и кладоспориоза ученые рекомендуют использовать эфирные масла растений с комплексным в отношении обоих фитопатогенов действием. Прежде всего, это фунгицидные масла базилика, кориандра, чабреца, которые полностью подавляют рост грибов, а также натуральное эфирное масло лаванды с сильной фунгистатической активностью.
Результаты исследования представлены в научной статье.

Пресс-служба НИУ «БелГУ»