Инфекционный рак в мидиях распространился не только в Атлантике

01.12.19

Ученые выяснили, что инфекционный рак в мидиях распространился не только на северном побережье Атлантики, но и на юге Тихого океана.

Открытие было сделано случайно. Группа исследователей из США, Канады и Франции изучала гибридизацию европейских моллюсков Mytilus edulis. Внезапно оказалось, что у некоторых из них – у химер – есть чужеродная ДНК, похожая на гены мидий M. Trossulus.  О гибриде двух видов речи быть не могло – уж слишком мало ДНК было обнаружено. Тогда ученые предположили, что моллюски могут быть заражены инфекционным раком BTN1, который свирепствует среди M. trossulus. Исследователи изучили образцы моллюсков из Франции, Нидерландов, Чили и Аргентины. Выяснилось, что опухоли всех зараженных мидий были похожими, но это был не BTN1, а другой, ранее не известный вид рака. Предполагается, что он мог впервые появиться у моллюсков в Балтийском море или на побережье Норвегии. Новый вид опухоли назвали, не мудрствуя лукаво, BTN2.

Трансмиссионный рак чрезвычайно опасен для моллюсков, но ничем не угрожает человеку. В истории науки не было ни одного случая, когда онкологические заболевания у людей передавались бы воздушно-капельным, фекально-оральным или половым путем. Заразиться от моллюсков могут только тасманийские дьяволы и собаки, поскольку генетический барьер между ними довольно низкий.