Еще и ящерицы! Полку известных разносчиков клещевых инфекций прибыло

Апрель в Сибири считается месяцем начала активности клещей и фиксации первых жертв. Традиционно резервуарами клещевых инфекций являются грызуны и дикие животные: зайцы, лисы, белки и другие. В рамках исследований, поддержанных РНФ, биологи выяснили, что значительный вклад в циркуляцию опасных клещевых инфекций вносят скальные ящерицы, широко распространенные в южных регионах России, Грузии, Абхазии, Турции и других жарких странах мира. Результаты исследований изложены в статье, опубликованной журнале Journal of Vector Ecology (Q2).

В ходе исследований биологи проанализировали 872 статьи, посвященные скальным ящерицам, и образцы — 352 рептилии, хранящихся в музейной коллекции Зоологического института РАН (ЗИН РАН). Образцы были в разное время собраны в России (Краснодарский и Ставропольский край и Кабардино-Балкария), Грузии, Абхазии, Азербайджане и Турции. Ученые обнаружили на заспиртованных животных 93 особи клещей, принадлежащих трем видам.

— Коллекция является крупнейшей на постсоветском пространстве и одной из крупнейших в мире, ряд экземпляров собран в XIX и даже XVIII веках, что дает нам возможность составить достаточно подробное представление о паразитофауне сразу целых групп рептилий, — говорит один из авторов статьи, ученый Биологического института ТГУ Мария Орлова. — Фауна клещей, ассоциированных с рептилиями, до сих пор недостаточно изучена, однако представляет огромный, прежде всего практический интерес: подавляющее большинство находок представлено клещами, для которых однозначно установлено участие в передаче опасных природно-очаговых инфекций, таких как туляремия, боррелиоз, геморрагические лихорадки, бабезиоз и т. п.

Ученые начали свои исследования с рода Darevskia — это легендарные скальные ящерицы, у которых наблюдается партеногенез (размножение без участия самцов). Среди наиболее часто встречаемых в материале паразитов ящериц, например, широко известный собачий клещ Ixodes ricinus — обычный обитатель Европейской части России, переносчик нескольких штаммов энцефалита и огромного количества бактериальных инфекций.

— На юге России (Ростовская область и Северный Кавказ) именно эти клещи часто становятся причиной вспышек заболеваний среди людей и животных, — говорит Мария Орлова. — Но ящерицы традиционно не рассматриваются как резервуар инфекций, хотя наши исследования показывают достаточно высокий уровень зараженности животных. Эпидемия COVID-19 продемонстрировала человечеству, чем оборачивается недостаточное знание о путях передачи инфекций, поэтому наша с коллегами задача на ближайшее время — исследование именно слабоизученных в паразитологическом отношении групп животных.

Для того чтобы обезопасить россиян, Управление информационной политики ТГУ совместно со специалистами Роспотребнадзора и СибГМУ выпустило просветительский проект «Маленький. Плохой. Злой». Он рассказывает о том, как минимизировать риски, связанные с заражением клещевыми инфекциями.

Управление информационной политики ТГУ