Дренаж под черепом. В головном мозге открыли ранее неизвестную оболочку

Новая структура представляет собой покрывающий весь головной мозг тонкий, местами одноклеточный слой, который получил название субарахноидальная лимфатико-подобная мембрана, SLYM. Она защищает свежую спинномозговую жидкость, циркулирующую внутри головного мозга, от жидкости, содержащей продукты жизнедеятельности тканей центральной нервной системы, в частности, клеток головного мозга. Новая анатомическая деталь — часть очистительной глимфатической системы головного мозга, которая есть у всех млекопитающих.

В пространстве между черепом и мозгом уже известны три мембраны, или оболочки: твердая, мягкая и арахноидальная, или паутинная. Новоявленная SLYM — четвертая, она служит барьером для содержащихся в спинномозговой жидкости относительно крупных молекул (весом больше 3 килодальтон). Как сказала в комментарии New Scientist Майкен Недергор из Медицинского центра Рочестерского университета в Нью-Йорке, субарахноидальная оболочка до сих пор оставалась незамеченной отчасти потому, что при посмертном удалении головного мозга из черепа она распадается, к тому же она слишком тонка, чтобы быть видимой при сканировании головного мозга живых людей.

Недергор — одна из авторов описываемого открытия и первооткрывательница глимфатической системы. Об этой сети трубочек, своего рода дренажной системе головного мозга, собирающей обломки клеток и отходы их жизнедеятельности, Недергор с коллегами сообщили в 2012 году. Среди продуктов, подлежащих удалению глимфатической системой, — бета-амилоиды и тау-белки, избыточное накопление которых связано с болезнью Альцгеймера.

Субарахноидальная оболочка впервые была выявлена у мышей по зеленому флуоресцентному белку, которым светились ее клетки в результате генно-инженерных манипуляций с внесением соответствующей генетической метки. У человека эту же мембрану, покрывающую головной мозг, обнаружили при посмертном препарировании тел, пожертвованных для исследований. Как у мышей, так и у людей SLYM содержит иммунные клетки, что, возможно, позволяет им определять признаки инфекции, присутствующей в спинномозговой жидкости, считает Недергор. По ее словам, эта мембрана «буквально набита» иммунными клетками.

«Это потрясающее открытие, которое сыграет важную роль в нашем понимании того, что собой представляет глимфатическая система», — цитирует Мариоса Политиса из Университета Эксетера в Великобритании New Scientist.